Еще пару десятков лет назад к татуировкам относились неоднозначно. Родители отговаривали своих детей от рисунков на теле со словами: «На работу потом не устроишься!», а старшее поколение многозначительно качало головой, увидев у прохожего набитый «рукав». Да и в целом тату было атрибутом определенных слоев населения — бунтарей-нонконформистов и маргинальных личностей. К счастью, сейчас самовыражение приветствуется, а тату превратилось в настоящее искусство. Как стать востребованным тату-мастером и каких вершин можно достичь в этой сфере, рассказал международный эксперт в тату-индустрии Вячеслав Волков.
— Вячеслав, вы учились на дизайнера и веб-программиста. Почему вы решили поменять карьеру и связать свою жизнь с татуировкой?
— С детства я обожал рисовать. Я родился в крошечном военном городке Ногинск-5, где живет всего 3000 человек — естественно, развлечений там было немного. Рисование помогало мне переноситься в другие, волшебные миры. Сначала я разрисовывал учебники, привлекая внимание учителей. Учителя разглядели во мне талант и поручали небольшие творческие задания — школьные плакаты, стенгазеты и т.д. Потом увлечение стало более серьезным, я стал изучать техники известных художников, старался их повторить.
Так я понял, что хочу связать свою жизнь с творчеством. Но мысль о том, чтобы заниматься тату, не сразу пришла в мою голову. Сначала я поступил на самую творческую, как мне казалось, специальность — дизайнер. Обучение там дало мне прочную основу для дальнейшего творчества — мы изучали анатомию, перспективу, колористику. Так что знайте — татуировку вам делает настоящий художник с академической базой.
Но потом я понял, что графический дизайн не дает мне возможности полностью выразить свой потенциал. Дизайнер выполняет заказы клиентов — чаще всего это простые баннеры, презентации, флаеры. У дизайнера не может быть своего стиля, он работает по четкому заданию.
Мне хотелось творить, и я начал думать, где могу применить свои таланты. Поэтому я решил попробовать себя в татуировке. В 2013 году я купил все необходимые принадлежности и стал изучать это искусство. С первых же работ я понял — это мое призвание! Татуировка позволяет мне сочетать мою страсть к творчеству с желанием привносить в жизнь людей что-то новое. В отличие от классической живописи на холсте, татуировка — это искусство, которое «живет» на теле человека, постоянно сопровождая его и являясь частью его самовыражения. Это создает уникальную связь между художником и клиентом, так как каждое тату отражает личные истории и важные моменты в жизни человека.
— А вы помните своих первых клиентов?
Я жил в маленьком городке, где все друг с другом знакомы, и мои друзья быстро узнали о моем увлечении. Первые клиенты появились благодаря сарафанному радио. Я старался с каждой работой и стремился сделать её лучше предыдущей, поэтому клиенты оставались довольны и рекомендовали меня другим.
Так за довольно небольшой срок я наработал себе довольно много клиентов. Без лишней скромности скажу, что за короткое время я научился делать тату даже лучше, чем мастера, работающие в этой сфере уже давно.
— Но это все было в вашем родном городе. Почему вы решили перебраться в Москву?
Не последнюю роль в этом сыграла моя жена Анастасия, она мастер тату и перманентного макияжа. Помимо привычного макияжа бровей, век и губ она помогает людям вернуть эстетику груди после травм и онкологии.
С женой мы познакомились в 2011 году во время учебы в художественном колледже, где я получал профессию дизайнера, а она — реставратора живописи, и вместе мы уже с 2016 года. Жена всегда поддерживала меня в моих начинаниях и помогала во всем, у нас образовался мощный творческий тандем — мы вместе ходили на мастер-классы, соревнования, семинары, постоянно повышая наши навыки в художественной сфере.
Цель покорения Москвы я поставил еще до женитьбы. Когда я наработал достаточно опыта в своем родном городе, я решил, что нужно развиваться дальше, и переехал в подмосковный город Электросталь. Благодаря своему опыту и богатому портфолио в разных жанрах я устроился в одну из топовых тату-студий столицы. Там я познакомился с гастролирующими топ-мастерами, которые оказали огромное влияние на мое развитие. Я стал стремиться к покорению новых высот и развитию собственного стиля. Я осознал, что тату может быть не только ремеслом, но и искусством, которое принесет мне признание в индустрии.
Но в студии мне не понравился коллектив, и то, что творческий и индивидуальный подход не приветствовался — то, что клиенты ценили во мне больше всего. Поэтому мы с женой оборудовали свой кабинет в Железнодорожном, и я продолжил совершенствовать свой стиль. Я стал много участвовать в выставках и соревнованиях, общаться с коллегами, уровень моего мастерства рос. Через некоторое время мы переехали в Москву на Ленинский проспект и стали работать там.
— Кстати, о соревнованиях — вы часто принимаете в них участие и уже получили много наград. Что вам дают эти соревнования?
Мне кажется, любой мастер, который хочет развиваться, должен участвовать в соревнованиях. Опытное жюри подсветит твои достоинства и укажет, над чем еще нужно поработать — а ты мог даже не догадываться об этом. Также это отличный способ завести знакомства — чтобы расти и развиваться, нужно участвовать в жизни коммьюнити. Ну и, конечно, конкурсы дают новых клиентов. Тебя узнают, появляются поклонники твоего стиля, которые хотят тату именно от тебя. Это позволяет не только больше зарабатывать, но и продвигать свою стилистику, не завися от моды или требований клиентов. Например, после конкурсов мне стали приходить предложения от клиентов из других стран — Польши, Германии и др.
Я действительно довольно много участвовал и побеждал в международных конкурсах — например, Global Tattoo (первое место в жанре «реализм») , Istanbul Tattoo Convention (второе место в номинации Color Tattoo), Tatoo Izmir Fest (3 награды подряд в разных номинациях по реализму). Мои татуировки попали в книжный сборник лучших работ мастеров со всего мира — GTM 12-th Anniversary. А за достижения в индустрии мы с женой получили награду Beauty Achivement от Moda Topical.
Безусловно, побеждать в конкурсах — это приятно. Но еще приятнее видеть, что твой стиль действительно нравится людям, вдохновляет их. Это чрезвычайно мотивирует на дальнейшее развитие.
— Сейчас вы сотрудничаете с международной сетью студий Cleopatra Ink. Как вы получили предложение о столь выгодном сотрудничестве?
Как я и говорил, моя активность — участие в конкурсах, знакомство с именитыми мастерами — сыграла отличную службу для узнаваемости моих работ. За годы практики я обрел свой собственный почерк, свое видение и алгоритмы работы. Например, я успешно работал не только с чистой кожей, но и с перекрытием старых татуировок, ожогов, рубцов. Я считаю, что это очень значимая часть моей работы — ведь я помогаю людям избавиться от тех несовершенств, которые, возможно, беспокоили их годами. Когда я вижу счастливые глаза своих клиентов, которым татуировки позволяют вновь полюбить свое тело, я понимаю, ради чего работаю.
Так мои работы начали привлекать внимание общественности — обо мне писали в inkppl, Men Today, 7 дней, Клео, Moda Topical, Global Tattoo и других изданиях. А в 2023 году в моей жизни случился крутой поворот — я получил предложение о сотрудничестве от глобальной тату-сети Cleopatra Ink. Представители студии позвали нас с женой в Турцию как высококвалифицированных специалистов и оформили нам рабочий контракт — конечно, я был очень воодушевлен. Ведь это означало не только выход на международный рынок, но и совершенно новое окружение и коллаборации.
Работа с глобальной сетью — это крутые творческие проекты, где можно открыть новые грани своего таланта. Так, в сотрудничестве с Cleopatra Ink мы с женой подготовили футболки с собственным дизайном — каждый из нас выпустил собственную коллекцию. Дизайн можно было использовать как идею для тату и, например, прийти к нам в студию для ее воплощения. Также нам поступило предложение оформить авторской росписью стены в одной из студий Cleopatra Ink.
Эти проекты сыграли отличную службу для сети студий: людей впечатлили масштабы и высокая детализация артов — на них мы изобразили древнеегипетских богов, что перекликалось с тематикой студии. Многие фотографировались с нашими артами и отмечали их у себя сторис, что значительно повысило узнаваемость места. Футболки с авторскими дизайнами тоже привлекли много новых посетителей, желающих попасть к нам на сеанс. Так что, можно сказать, мы поработали маркетологами Cleopatra Ink и сделали бренд более узнаваемым.
— За время сотрудничества с Cleopatra Ink. вы получили несколько престижных наград. Можете рассказать об этом подробнее?
Наша работа оказала большое влияние на продвижение компании, представители Cleopatra Ink позвали меня в качестве их амбассадора на международных мероприятиях — фестиваль Izmir Tatoo Fest 2024 в Измире и конвенцию в Стамбуле. Фестиваль был очень интересным, я познакомился с массой коллег и представителей мировых брендов в сфере тату, по традиции, выиграл несколько наград: первое место в номинации Best of Large Color, второе — Best of Color и третье — Best of Show.
В 2024 году, также выступая от лица компании, я выиграл второе место в номинации Color tattoo на Istanbul Tattoo Convention. Среди судей были всемирно известные тату-мастера — в том числе Матео Нанджерони и Олег Шепеленко.
В этом же году я получил еще одно международное признание — награду в премии в Global Tattoo Awards. Это своего рода «Оскар» среди тату-мастеров, поэтому участие в премии было для меня очень ценным. Я рад тому, что получил первое место в номинации Realism. Эта победа очень дорога для меня — она означает, что мои работы и мой стиль безусловно признаны на международном уровне.
— У вас действительно невероятно качественные, профессиональные работы и узнаваемый стиль. Что вас вдохновляет?
Любое творчество может стать для меня источником вдохновения. Например, я люблю фотографировать и снимать видео — мне нравится подмечать прекрасное в любых, даже самых обыденных вещах. Мы с женой часто смотрим интересные фильмы — художественные и документальные. Увиденные образы и смыслы мы потом адаптируем для своей работы.
Также мы очень любим путешествия. Я считаю, что это самый быстрый и мощный способ для поиска новых впечатлений и идей. Новые города со своей стилистикой, природные достопримечательности, кухня других народов, мода и архитектура — все это обогащает нас и дарит невероятное изобилие вдохновения.
Ну и, конечно, мы с женой постоянно практикуемся в рисовании и лепке. Мы начали заниматься этим еще с юности, но нет предела совершенству. Художнику-татуировщику необходимо разбираться в колористике и анатомии, уметь передавать объем и цветовые акценты. Поэтому рисование и лепка для нас — это и хобби, и совершенствование своих навыков.
— Что вы посоветуете начинающим мастерам, которые хотят добиться таких же успехов?
Здесь моя позиция такова — терпение и труд все перетрут. Тем, кто действительно хочет достичь высот в сфере тату, нужно много учиться, участвовать в конкурсах, трудиться, совершенствоваться. Без этого никак — волшебной таблетки не существует. Тату — это сфера, которой нужно жить и посвящать ей всего себя, параллельно развиваясь в различных направлениях. Например, нужно изучать историю, биологию, географию, чтобы не допустить ошибку в эскизах — ведь в процессе работы приходится создавать исторические сюжеты, композиции с животными, природные объекты.
По моему опыту, я бы отметил такие принципы, которые помогли мне добиться успеха:
Постоянное совершенствование. Не бывает такого момента, когда ты можешь сказать: «Я знаю и умею всё». Даже имея такой богатый опыт, я всё равно вижу то, что мне хотелось бы усовершенствовать. Но я советую начинающим мастерам оттачивать свои навыки и вырабатывать собственную стратегию развития. Ходите на мастер-классы, участвуйте в соревнованиях и спрашивайте мнения у более опытных коллег.
Работа над собственным стилем. В юности я копировал стиль известных художников, пытаясь разгадать секреты их мастерства. Во время учебы на дизайнера я постигал азы академической живописи, копируя формы и оттачивая точность передачи рисунка. Но настоящее признание я получил только после того, как выработал и детализировал свой стиль. Нужно обязательно задуматься, в каком стиле вы хотите развиваться.
Ведение портфолио. Это ваша визитная карточка — добавляйте туда работы, которые отражают ваш стиль. Не забывайте регулярно актуализировать портфолио. Например, глядя на ранние работы, я понимаю, что они были неплохими. Но они не отражают моего теперешнего стиля. Выбирая тату-мастера, клиент смотрит не только на качество работ, но и на стилистику — поэтому включайте в портфолио такие работы, которые вам самому было интересно выполнять.
Общение с профессионалами. Не сидите в одиночестве в своей студии — участвуйте в мастер-классах и конференциях, отправляйтесь на конкурсы, ищите возможность влиться в коллаборацию. Общение с более опытными мастерами поможет вам выработать вектор развития.
Ну и конечно, я всегда придерживаюсь профессиональных стандартов работы — стерилизую все оборудование, закупаю одноразовые материалы, обеспечиваю клиентам комфорт во время сеанса и реагирую на обратную связь. Клиенты уверены во мне и поэтому возвращаются снова и снова.
Кстати, сейчас я готовлю авторские материалы для обучения и повышения квалификации мастеров, чтобы как можно больше специалистов могли освоить новые знания и обратиться к проблеме безопасности процедуры. Моя цель на будущее — продвигать профессиональный подход к художественной татуировке, внося вклад в индустрию как член ассоциации тату-мастеров TattooArt Global Alliance.