В наше время мало кого удивишь регулярными выступлениями музыкальных коллективов. Малоизвестные группы, имеющие сотню-другую постоянных поклонников, играют в небольших клубах — бизнес есть бизнес, и даже небольшая прибыль это хорошо. Но в советское время все было не так, и поэтому несколько майских выступлений группы «Кино» в 1984 стали настоящей сенсацией, а Виктор Цой начал свой путь к популярности.
Как все происходило, почему Цой после концертов уехал в Крым, прячась от проводников на багажной полке, и когда музыканты впервые осознали, что они «звезды» — вспоминает «АиФ-Петербург».
Как будто Брюс Ли
К началу 1984 года группа «Кино» сформировалась окончательно. Виктор Цой расстался с Андреем Рыбиным, а барабанщика Олега Валинского забрали в армию. После чего в группу пришли новые музыканты и сформировался тот самый «звездный» состав «Кино», которому суждено было добиться всесоюзной славы.
Важным шагом на пути к популярности стало участие коллектива во втором фестивале Ленинградского рок-клуба, который прошел 18-20 мая 1984 года. Любопытно, что «Кино» изначально на сцену выпускать не хотели.
«Первое время выступать живьем нам было очень сложно, потому что в этом было слишком много адреналина и звук всегда был очень плохой. Даже после репетиций, когда нас прослушивала комиссия рок-клуба с целью допустить на фестиваль 1984 года, нам отказали. Сказали, что мы недостаточно хорошо играем и у нас недостаточный исполнительский уровень. Только после того как Боб (Борис Гребенщиков, ныне признанный иноагентом, — прим.ред.) на них наехал и вступился за нас, они в виде исключения разрешили нам играть. Выступление на фестивале рок-клуба в 1984-м — незабываемый концерт. Это был фурор, совершеннейшая бомба», — вспоминает бас-гитарист группы «Кино» Александр Титов.
Рок-фестиваль открывался песней Виктора Цоя «Безъядерная зона» и закрывался также выступлением «Кино». На страничке Ленинградского рок-клуба в соцсетях вспоминают, что «Цой, подобно Брюсу Ли, поверг зал к своим ногам в течение какого-то мгновения, как будто бы воспользовался неким приемом».
Крепкий пищевик
«Кино» заметили, а окончательным подтверждением перехода молодой группы из статуса новичков в разряд восходящих «звезд» стал концерт 26 мая в ДК «Пищевиков».
Старый купеческий дом, построенный еще в середине XIX века, он был в 1935 году передан под нужды работников пищевой промышленности. Рядом с ДК стоял памятник Ленину, и поскольку этот монумент отличался некоторой упитанностью вождя пролетариата, то, согласно воспоминаниям, Виктор Цой как-то сыронизировал «крепкий такой... пищевичок». В наше время здесь разместилась гостиница Эрмитажа, а в 70-80-е годы прошлого века это ДК приобрело статус культового места для советских музыкантов.
Сначала здесь появился один из первых клубов авторской песни, где выступали Владимир Высоцкий и Юрий Визбор, а позже на сцену ДК начали подниматься и первые советские рок-группы. Вот и 26 мая в ДК «Пищевиков» состоялся совместный концерт «Аквариума» и «Кино».
«Сорок лет назад, в мае 1984 года, в ДК «Пищевиков» регулярно появлялись музыканты „Кино“. Сначала готовились там к выступлению на фестивале рок-клуба (которое, как известно, стало эпохальным, переломным для группы и вообще мощным). Затем, 26 мая, „Кино“ сыграло в „пищевике“ вместе с „Аквариумом“. Молодость, весна, новый стиль, начало взлета», — характеризует тот момент петербургский краевед и автор телеграмм-канала «Здесь был Майк» Игорь Кузьмичев.
Кстати, практически одновременно с концертом состоялась и первая официальная фото-сессия группы «Кино». Музыканты начали выходить на звездную орбиту.
Путешествие в Крым
То, что группа становится популярной, подтвердилось почти тут же.
Сразу после выступления в ДК Виктор Цой с товарищами отправился в Крым. Денег ни у кого не было — тогдашние концерты еще не превратились в бизнес, и поэтому музыканты ехали «зайцами» при содействии знакомого проводника.
При появлении контролеров Цой и приятели прятались в рундуки под нижними полками, где обычно хранили багаж. Как вспоминала впоследствии Марьяна Цой, в результате Виктор после очередной проверки, чуть было не задохнулся в ящике и наотрез отказался вновь залезать в рундук. Поэтому к вечернему контролю Цоя вместе с Марьяной поместили на багажную полку, загородив от взоров контролеров довольно габаритным чемоданом.
Однако выяснилось, что можно не прятаться — кто-то из студентов-проводников из соседнего вагона узнал Цоя. Весточка об этом быстро пролетела по железнодорожникам, и дальше музыканты катили на юг уже без каких-либо проблем, в атмосфере всеобщего дружелюбия.
И хотя Цой тогда еще не мог отказаться от официального трудоустройства для занятий исключительно музыкой, и впереди у него была работа кочегаром в котельной «Камчатка», он почувствовал, что его статус в глазах окружающих начал меняться. Хотя способности к самоиронии Цой, надо отдать ему должное, не утратил.
«Цой и несколько его знакомых сидели у него в котельной и решали, кому идти за пивом. Идти, естественно, никому не хотелось, и все под разными предлогами уклонялись. Когда очередь дошла до Цоя, он твердо заявил: «Не могу. Я болен». На взволнованные вопросы типа «Витенька, что же у тебя за болезнь?» лидер «Кино» гордо ответил: «Звездная!», — рассказывает Игорь Кузьмичев.