«Ночными ведьмами» называли в ХХ веке не сказочных персонажей, которыми любят иной раз попугать непослушных деток. И боялись их вовсе не дети. Такое прозвище летчицам женского авиаполка дал фашистский Вермахт, чьи асы страшились их пуще всего.
Дунькин полк
Женский авиационный полк, находившийся в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны, был создан по инициативе легендарной летчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой, погибшей в январе 1943 года. Есть сведения, что с предложением о его формировании она обращалась к Сталину лично. До 8 февраля 1943 г. он назывался 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, а затем - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
Его командир - Евдокия Бершанская, которой на тот момент было чуть меньше тридцати, имела богатый летный опыт и навсегда останется единственной женщиной в СССР, чьи заслуги отмечены высокой полководческой наградой - орденом Суворова третьей степени. Боевое подразделение Бершанской, на первых порах насчитывавшее 115 девушек 17-25 лет, на фронте шутливо называли «Дунькиным полком». Ведь 558-й был полностью дамским: все должности в нем - от механиков и техников до штурманов и пилотов - занимали женщины. Конечно, сослуживцы девушек обижать не хотели и обычно оправдывали прозвище именем их командира - Евдокии, то есть Дуни.
Подразделение геройски прослужило три года (первый боевой вылет - 12 июня 1942-го, 15 октября 1945-го - расформирование полка. - прим.ред.), за которые «ведьмы» 23 672 раза вылетали бить врага, а 23 девушкам присвоено звание Героя Советского Союза.
При формировании подразделения полк оснастили 20 самолетами По-2. Это были знаменитые в годы войны У-2, получившие в 1944 году более привычное обозначение По-2 - в знак памяти о погибшем авиаконструкторе Николае Поликарпове. Затем их число увеличилось до 45, на конец же войны в рабочем состоянии оставались 36 машин. Биплан По-2 имел сдвоенное управление: им могли управлять и пилот, и штурман. Это спасало самолеты, так как нередко штурман приводила на базу и сажала их после гибели пилота. Кстати, девушки не особо заботились о своей безопасности - так, до августа 1943-го они предпочитали вместо парашютов брать с собой еще 20 кг бомб. При этом единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей являлись пистолеты ТТ летчиков и штурманов - пулеметы на борту появились только за год до окончания войны.
Итальянское расследование
Знаменитое же на весь мир «Ночные ведьмы» было придумано немцами, и неспроста: свои полеты на стареньких, маневренных, легкокрылых самолетах девушки совершали исключительно в темное время суток, благодаря чему оставались часто невидимыми для гитлеровцев. Ночью, в момент атаки, они выключали двигатели своих машин. В тишине и темноте шелест воздуха под крыльями действительно напоминал шуршание метлы.
Почему «ведьмы»? Так пойди, догони их в родном небе, хитрых и бесстрашных! Считались неуловимыми.
Ританна много времени провела в архивах, в том числе российских. Благо в последние годы они стали доступнее для исследователей. Там однажды и натолкнулась на информацию о 588-м легкобомбардировочном женском летном подразделении.
Информацию скупую, но столь интересную, что она загорелась желанием встретиться с кем-нибудь «из тех ведьм». Правда, к середине 2010-х, когда взялась за поиск летчиц, в живых оставалась лишь одна - Ирина Ракобольская.
«Первая попытка знакомства с ней закончилась вежливым и решительным «нет», - вспоминает автор. - Это «нет» исходило от представителя дирекции Музея Великой Отечественной войны в Москве. Она принадлежала, как бы это сказали раньше, к административной номенклатуре. Я поняла, что настаивать бессмысленно… 96-летняя «ведьма» нашла меня сама. Когда-то она была заместителем командира и начальником штаба 588-го полка.
Я вхожу в подъезд дома, где живет Ирина, - огромного и запущенного, с облупленными стенами, и чувствую, как меня охватывает волнение. Вот она, «ночная ведьма», - сидит в кресле, седые волосы под шерстяной шапочкой, на глазах очки с толстыми стеклами. Не тратя времени на церемонии, предлагает мне сесть».
Фронтовое бабье счастье
Беседы с Ириной Вячеславовной, продолжавшиеся не один месяц, легли в основу повествования. Говорили обо всем: боевых подругах, женских страхах и гордости. И совсем не случайном фронтовом бабьем счастье.
«Офицеры, инструкторы, пилоты, курсанты, снабженцы - все это мужчины. Их недоброжелательность сначала казалась показной, вызванной недоумением, что в таком чисто мужском месте оказались женщины. Но слишком бурно она порой проявлялась. В насмешках над девчатами, «щеголявшими» в мешковатой на их хрупких телах форме, в сапогах сорок третьего размера, которые никто не потрудился заменить. В том, как неловко забираются они в кабину своих неказистых самолетиков. Как слабо знают устав и военный этикет», - рассказывает Ирина Ракобольская в книге.
Какие внутренние мотивы заставили их, совсем молодых, 18-23-летних, вопреки воле близких, преодолевая сомнения работников военкомата и самого Сталина, не сразу давшему «добро» на создание чисто женского летного полка, отправиться на страшную войну, где раны и кровь, смерть и ужас, взяв на себя роль, которая и не каждому мужчине под силу? Горькие личные обстоятельства? Принуждение власти, потерявшей накануне Великой Отечественной и в первые ее месяцы чуть ли не половину своей армии?
Ответы на эти вопросы Ританна Армени ищет с первых страниц своей документальной повести. Находит вскоре после последней встречи с фронтовичкой, орденоносцем Ракобольской. В тот момент, когда, находясь дома, узнала из английской газеты Guardian о смерти Ирины.
«А в России, - с грустью констатирует она, - крупные издания не отреагировали статьями на эту печальную смерть».
«Я хотела рассказать историю «ночных ведьм» не для того, чтобы прославить их или отдать должное героическому прошлому, а чтобы утверждение, проверенное на полях сражений: «Женщины могут все», имело ценность и в сегодняшней жизни. Да, особенно в сегодняшней жизни… Я непременно отнесу свою книгу на могилу Ирины Ракобольской. Она ведьма, она сумеет ее прочесть».