Эксперты уверены, что не стоит во всех бедах винить только водителей. Во многом существующая дорожная инфраструктура и действующая организация дорожного движения в Санкт-Петербурге требуют модернизации и перезагрузки.
Система прошлого века
«У нас сегодня принято во всем обвинять водителей, - говорит доктор технических наук, доцент, профессор кафедры технической эксплуатации транспортных средств СПбГАСУ Анатолий Плотников. - Конечно, нигилизм у наших людей присутствует: мы хотим проехать быстро, не включаем сигнал поворота, пешеходы временами идут на красный. Но так сложилось, что более десяти лет очаги аварийности - только на перекрестках: сейчас таких 213. Это одна из тем моей докторской диссертации. Я уверен, что виноваты не люди, а инфраструктура, доставшаяся нам с прошлого века. Хотя сейчас на многих многополосных перекрестках уже появились добавочные секции на светофорах - «стрелки».
Однако бывает так, что вам нужно выполнить левый поворот, но добавочной секции на светофоре нет, и вы ждете возможности повернуть. До запрещающего сигнала светофора у вас всего три секунды желтого, который дает возможность выполнить маневр.
Между тем еще в конце прошлого века было доказано, что в этот короткий промежуток безопасно могут поворачивать одна или две машины. И раньше интенсивность движения такой и была. Сейчас же за данное время норовят «проскочить» уже до десяти автомобилей. То есть транспортный поток резко возрос, а время, отводимое на поворот, осталось неизменным. Получается, люди вынуждены нарушать правила.
Вопрос решает установка светофора с дополнительной секцией, однако далеко не везде это возможно - например, не позволяет количество полос движения. Поэтому есть такой подход, как «комбинированное управление движением на перекрестке». В одной фазе мы едем в режиме, который позволяет быстро пересечь перекресток, но с «просачиванием» через встречный поток. В другой - маневр выполняется по добавочным секциям. Такой перекресток должен управляться системами автоматического управления, для которых требуются специальные устройства - детекторы транспорта. Это сделает его адаптивным к транспортным и пешеходным потокам. Детекторы работают словно милиционер-регулировщик: «Так, на левый поворот собралось много желающих, я им дам побольше времени, а если одна-две машины - они подождут, смогут проехать и за три секунды под желтый». Однако реализация данной идеи упирается в изменение инфраструктуры на перекрестках, которая требует серьезного финансирования. Также детекторы транспорта хоть и существуют, но являются дорогостоящим оборудованием».
Кстати, уже разработана формула, которая позволяет провести цифровую диагностическую оценку безопасности дорожного движения перекрестков. Например, перекресток с безопасностью до 12 единиц - жизнеспособен, если больше 12 - это генератор аварий, его нужно реконструировать. Таким образом можно оценить разные точки города и избирательно, на наиболее проблемных, установить новое управление движением.
Почему опаздывает скорая?
«В Петербурге довольно много проблем, влияющих на безопасность дорожного движения, - согласен с профессором заместитель председателя комиссии по взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов. - Это и освещенность, и состояние дорожного покрытия. С другой стороны - техническое состояние автомобилей. И, наконец, третья составляющая - сами водители, их невысокая степень подготовки. Все эти моменты давно известны, вопрос - в реализации решения данных проблем. Причина аварийности на дорогах - совокупность перечисленных факторов. Когда, допустим, недостаточная освещенность, некачественное дорожное покрытие и недоученный водитель, превышающий скоростной режим, встречаются в одном месте, происходит ДТП».
Естественно, работа комплексов по автоматической фиксации нарушений скоростного режима снижает аварийность. Быть может, как автомобилист, я и могу порадоваться тому, что их мало, но на самом деле ощущается серьезная нехватка камер. Так, по сравнению с Москвой у нас эта система не очень развита. Мы можем обратить внимание на зарубежный опыт. Например, в Финляндии приблизительно 10 лет назад, когда мы перенимали у них систему дорожных камер, значилось 1300 стационарных автоматических комплексов. По факту, тысяча из них - муляжи. Основная задача была в том, чтобы заставить людей ехать медленнее, а не собрать штрафы. Почему у нас есть знак, сигнализирующий водителю о камере, почему наносят предупреждающую дорожную разметку? Все для того, чтобы человек снизил скорость.
Также крайне важный момент - своевременное оказание помощи пострадавшим в ДТП. Обстоятельства складываются так, что карета скорой помощи стоит в пробке на КАД точно так, как и все остальные автомобили. Вот если бы за выезд на обочину Кольцевой штрафовали, и она не была забита машинами, по ней могла бы проехать скорая. И кстати, скорые не мешает оборудовать камерами, которые фиксировали бы происходящее, и, в частности, тех, кто не уступает машине дорогу.
Это вопрос и к культуре вождения. Именно поэтому, замыкая круг, нужно объяснять детям основы поведения на дороге с малых лет. Ведь родители своим чадам порой подают не самый лучший пример - сами перебегают дорогу на красный, паркуются в неположенном месте…
Справка: в каких направлениях работает национальный проект?
- Повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения.
- Формирование негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма путем формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
- Предотвращение ДТП, вероятность гибели людей в которых наиболее высока.
- Снижение тяжести травм в ДТП.
- Совершенствование системы управления деятельностью по повышению БДД.
- Повышение культуры вождения.
Учим правила с детства
Уважение к правилам дорожного движения надо формировать с самых ранних лет. Поэтому было решено в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направить силы на воспитание будущих пешеходов и автомобилистов.
Сейчас повсеместно появляются специально оборудованные площадки и автогородки по обучению безопасности дорожного движения.
Занятия в автогородке моделируют поведение ребенка на улице. Часть детей выступают в роли водителей, часть - в роли пешеходов. Затем они меняются местами. Под присмотром педагогов и инструкторов дети выполняют различные задания и решают задачи, аналогичные тем, которые могут возникнуть в реальной жизни. Также закупается компьютерное оборудование для обучения детей ПДД и навыкам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Например, за 2019 год администрациями районов города приобретено 145 комплектов оборудования для создания автогородков. Ведется также и интенсивная профилактика ДТП с детьми: закуплено более 25 тыс. светоотражающих приспособлений для распространения среди детей дошкольного возраста и учащихся младших классов.