В первом полугодии 2025 года в центре Санкт-Петербурга закрылись более 30 продуктовых магазинов. На их место приходят точки общепита и сервисного обслуживания. Что происходит с торговлей в сердце Северной столицы, разбирался spb.aif.ru.
Тренд или кризис?
Эксперты уверены: закрытие крупных продуктовых магазинов – это не временное явление, а закономерность.
«Наметился явный тренд на то, что магазины с товарами первой необходимости перемещаются за пределы центра – в жилые кварталы», – отмечают в департаменте торговой недвижимости NF Group в Петербурге.
Причин у этой «продуктовой миграции» несколько. Во-первых, в центре попросту мало людей. «Плотность постоянно живущего населения в сердце города мизерная. А в офисах, которых там много, пользуются службами доставки», – уверены эксперты. Во-вторых, бизнесу мешают формальные ограничения. Так, невозможность продления лицензии на продажу алкоголя после открытия по соседству детских или медицинских учреждений делает работу нерентабельной.
Центр Северной столицы стремительно меняется, магазины уходят, а вместе с ними – и повседневный комфорт петербуржцев. Студентка СЗИУ РАНХиГС Юлия Дворянкина живёт в общежитии у станции метро «Обводный канал».
«После занятий часто захожу в ближайший сетевой супермаркет. До гипермаркетов далеко, ближайший на Боровой улице, но своего авто нет, а на трамваях и автобусах с кучей пакетов ездить неудобно. Ещё есть местные маленькие магазины, по типу «Продукты 24». Но там совсем невыгодно закупаться едой, ассортимент куда скромнее, чем в проверенных сетях, цены выше, а качество и безопасность товаров зачастую вызывают сомнение. К счастью, пока любимые магазины на месте, но если закроются, это будет просто катастрофа», – признаётся Юлия.
Во многом согласен с ней художник и дизайнер Евгений, который живёт в коммунальной квартире на улице Марата: «В центре Петербурга живу почти всю самостоятельную жизнь. Сначала снимал на Сенной, затем на Суворовском. Сейчас арендую на улице Марата, недалеко от «Музторга». Мне повезло – окна выходят в тихий двор, но купить хлеб стало всё сложнее. Раньше было три нормальных продуктовых в радиусе пяти минут ходьбы. После пандемии один закрылся, года два назад второй перестал работать. Сейчас остался один полноценный супермаркет. Всё остальное – вейп-шопы, кофейни, бургеры, шавермы и, как ни странно, магазины виниловых пластинок. У меня работа непостоянная, перебиваюсь заказами, и каждый рубль на счету. Ходить далеко или заказывать доставку – не вариант. А ещё мне важен сам факт: просто выйти и прогуляться за продуктами, переключиться. Это часть ритуала, часть жизни. Я бы сказал, такой способ медитации в современных городских условиях».
Новое лицо торговли
Но закрытие супермаркетов вовсе не говорит о кризисе торговли в целом. Так, в первом полугодии 2025 года на центральных улицах Петербурга открылось 270 новых торговых точек. Это на 35% больше, чем годом ранее. В лидерах по числу запусков – общепит: заведения питания составили 49% от всех новых арендаторов, что говорит о высокой конкуренции в сегменте. Мода тоже не отстаёт: открыто 32 магазина, половина из которых – бутики и шоурумы, остальные – секонд-хенды.
Пока большие продуктовые точки закрываются, на смену приходят магазины мини-формата – «Дикси Go», «Магнит рядом», «Около» и другие. Они предлагают всё, что востребовано у локального покупателя: кулинарию, соки, воду, товары, которые пользуются спросом у туристов или людей, которые заходят в магазин во время обеденного перерыва на работе. Но всё-таки полноценную закупку продовольствием в них не сделать, ассортимент – минимальный.
Также на повседневные покупки всё активнее влияет доставка. По словам экономиста Максима Чиркова, «при сопоставимых ценах доставка в большинстве случаев оказывается более удобным вариантом».
«То, что сегодня происходит в центре Петербурга, – это не кризис, а трансформация. Если старшее поколение горожан всё ещё придерживается привычки «покупать офлайн», то молодёжь живёт иначе. Особенно это заметно в новых густонаселённых районах вроде Мурино, Кудрово, Шушар и т. н. муравейниках на окраинах Северной столицы. Здесь огромное количество молодых людей без машины, и для них поход в магазин трудозатратен и неудобен. Поэтому они всё, от гречки до наушников, заказывают онлайн», – говорит урбанист и продуктовый маркетолог Михаил Савченко.
По словам эксперта, даже переплата за доставку не становится барьером для молодёжи: «Для них удобство и время важнее лишних 100 рублей. А если до магазина идти 15 минут, а доставка приедет за 30 – выбор очевиден. В этом смысле «ходить за продуктами» становится экзотикой».
В ответ на этот тренд торговые сети массово развивают дарксторы – склады-магазины, заточенные под доставку.
«Обычные магазины могут быть нерентабельными, а даркстор обслуживает район эффективнее – быстрее собирает заказы, у него меньше затрат на персонал, нет нужды в красивых витринах и вывесках», – объясняет эксперт.
«Физические магазины, как мне кажется, уже совсем скоро станут местом для впечатлений, дегустаций, «посмотреть вживую». А всё повседневное уйдёт в доставку. Центр города станет скорее витриной, а не кладовкой. Собственно это уже и происходит», – резюмирует собеседник spb.aif.ru.