Российский суд по интеллектуальным правам отдал авторские права на творчество известного советского писателя и поэта-авангардиста Даниила Хармса гражданину США — сыну вдовы писателя от второго брака Дмитрию Вышеславцеву. Правда ли, что печатать произведения Хармса без согласия правообладателя в России будет запрещено до 2030 года? В суть тяжбы вник корреспондент spb.aif.ru.
Запрет или нет?
Из опубликованного решения суда известно, что издательская группа «Азбука-Аттикус» обратилась в московский Арбитражный суд с иском к издательскому дому «Арт Волхонка» о взыскании компенсации в размере 3 600 000 рублей за нарушение прав на произведения Даниила Хармса: «Игра», «Иван Иваныч Самовар», «Миллион», «О том, как старушка чернила покупала», «Во-первых и во-вторых», «Как Панкин Колька летал в Бразилию».
Представитель издательства «Азбука-Аттикус» объяснил в суде, что Даниил Хармс — автор произведений, опубликованных издательством «Арт Волхонка». Даниил Хармс умер 2 февраля 1942 года. У него не было детей, а завещания он не оставил. На момент его смерти действовал Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. Последним местом жительства Даниила Хармса был город Ленинград. В момент его смерти Марина Ювачева также проживала в Ленинграде. Таким образом, в соответствии с положениями действовашего в те годы Гражданского кодекса РСФСР, Марина Ювачева-Хармс (в девичестве Малич) была единственной наследницей писателя.
Марина Владимировна умерла 30 января 2002 года в США. Единственным её наследником был сын от второго брака Дмитрий Вышеславцев, к которому перешло всё наследство матери, в том числе исключительные авторские права на произведения Даниила Хармса.
«Как следует из решения Арбитражного суда города Москвы, наследник авторских прав Даниила Хармса Дмитрий Вышеславцев не только не препятствует публикации произведений писателя, но довольно давно заключил лицензионный договор с одним из российских издательств — истцом по делу — которое получило эксклюзивное право на публикацию произведений Даниила Хармса. Поэтому суд взыскал с ответчика — другого издательства — компенсацию за нарушение этого права, — прокомментировал spb.aif.ru кандидат юридических наук Иван Ерпылёв. — В этом споре интересно вот что: права на публикацию произведений репрессированного лица подлежат охране в течение 70 лет не с даты смерти, а с даты реабилитации. Этот нюанс и привёл ответчика к неправильному выводу о том, что произведения Хармса уже перешли в общественное достояние, поскольку он исчислял 70 лет не с даты реабилитации писателя, а с даты его смерти». Поясним, что Даниил Хармс был реабилитирован 25 июля 1960 года по ходатайству сестры Елизаветы Грициной. Именно с этой даты и отсчитываются 70 лет. Таким образом, через 7 лет, в 2030 году, произведения драматурга будут считаться общественным достоянием и могут использоваться без согласия наследника и правообладателя.«Безусловно, с позиции закона права - у наследников, но любой запрет публикаций автора фактически направлен против писателя и его посмертной памяти, — комментирует судебный прецедент председатель Союза писателей России Николай Иванов. — Думаю, до этого не дойдёт. Конечно же, Хармс не мог опубликовать всё, что он написал при жизни, по понятным причинам, и жаль, что публикация его произведений поставлена в зависимость от чьего-то денежного интереса. Однако надо искать компромиссы, я думаю, что и наследники понимают, что о писателе помнят, пока он печатается».
«Невезучий писатель»
Любопытно, что имя репрессированного писателя уже мелькало в судебных разбирательствах. Так, «не повезло» дому на Маяковского, 11, где Даниил Хармс жил в 1925–1941 годах, вплоть до ареста. В прошлом году сотрудники коммунальных служб Санкт-Петербурга удалили граффити с изображением писателя, которое появилось в 2016 году в память о 74-й годовщине смерти писателя.
Закрасить граффити требовала администрация Центрального района Санкт-Петербурга. Чиновники заявили, что изображение нарушает установленные эстетические нормы в городе.
Судебное разбирательство шло несколько лет. При этом жильцы дома выступали против уничтожения портрета. За сохранение граффити также высказался экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и деятели культуры, среди которых — глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, Александр Розенбаум и заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский. Но оспорить решение суда не удалось.
О творческом наследии
Если говорить о творческом наследии Даниила Хармса, профессиональные литераторы зачастую придерживаются непопулярного среди читателей мнения. Об этом высказывались как советские, так и современные последователи классических традиций русской литературы.
«Это наш писатель, каким бы он ни был, он состоялся в России, и почему же мы не имеем право его печатать? — говорит писатель Анатолий Козлов. — Без Хармса история нашей литературы даже может быть несколько убогой. Советский модерн в своё время считали уродливым, а сейчас берут под охрану. Каждый писатель индивидуален и отражает своё время. Мы ведь знаем о той эпохе довольно много абсурдного — люди коверкали фамилии, брали фантастические имена и так далее. Экспериментальная литература тоже по-своему интересна. Чем полезна экспериментальная поэзия Маяковского? До сих пор его стиль активно используется в рекламе, хотя у него есть и замечательные лирические стихи. Кто не знает свою историю, тот постоянно ходит по граблям. Модернисты, авангардисты нужны хотя бы для того, чтобы такие же не появлялись. Ничего нового мы не скажем такими вывертами, но в любом случае это история и наследие нашей страны. Будем разбрасываться, совсем останемся ни с чем, ведь и гениального писателя Толстого есть за что справедливо покритиковать, что собственно и делают».
Сам авангардист писал, будто глядя на всё это: «Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше».