Примерное время чтения: 7 минут
1822

«Попугая в первую палату». В птичьем госпитале лечат пернатых пациентов

"Зеленый попугай" помогает птицам снова начать летать. Из личного архива

Птичий госпиталь «Зеленый попугай» существует в Петербурге уже больше двадцати лет. В госпиталь попадают домашние и дикие птицы: вороны, воробьи, аисты, лебеди и голуби. Совсем как люди, пернатые пациенты находятся в больничных палатах, принимают антибиотики и переносят сложнейшие операции. Правда, в отличие от людей, птицы не могут рассказать о том, что у них болит.

От воробья до аиста

Госпиталь «Зеленый попугай» на Васильевском острове можно распознать издалека – по звонкому пению и щебетанию птиц. Здесь лечат всех без исключения – домашних, диких животных и даже хищников. В госпитале с одинаковым вниманием относится к каждому пациенту – будь это птица, занесенная в Красную книгу или обычный дворовый воробей.

Госпиталь в 90-х годах основал орнитолог Владимир Романов. Спустя некоторое время на его базе была создана общественная организация – Ассоциация любителей птиц. К этой группе может присоединиться любой человек. Единственное требование к кандидату – любовь к птицам.

Члены организации часто ездят в  экспедиции. «Когда в Дагестане была массовая гибель пеликанов, мы разбили полевой госпиталь на базе заповедника, - рассказывает главврач Владимир Романов. – Работали и на Керченской катастрофе, когда разлилась нефть. Мы собирали птиц, облепленных мазутом, и спасали их».

Вырезать опухоль попугаю

Птицы поступают в госпиталь разными способами. Домашних птиц приносят хозяева, диких – неравнодушные прохожие. Часто владельцы не придают значения вялости своих питомцев и обращаются к врачу слишком поздно. «Люди думают, ничего страшного, так пройдет, - объясняет Романов. – А на самом деле в этом момент решается вопрос, жить птице или нет. Если, например, говорящий попугай стал неразговорчивым и неактивным, у него взъерошены перья – надо бить тревогу».

Волнистые попугайчики скоро будут здоровы. Фото: АиФ / Яна Хватова

У главврача звонит телефон. Это хозяйка волнистого попугая. С птичкой случилась беда: ее покусал кот. Романов советует измерить попугаю температуру и привезти в госпиталь – шанс на спасение раненого есть. Нормальная температура птицы – от 40° и выше. Если столбик на термометре ниже этой отметки, питомец болен.  

Когда пернатый пациент поступает в госпиталь, врачи диагностируют ему заболевание, после чего сразу же приступают к лечению. Здесь птицам не только ставят обычные лангетки, но и проводят сложные операции, при необходимости устанавливают металлоконструкции, делают уколы и дают антибиотики. Сделать операцию маленькой птице, например, волнистому попугаю – высший пилотаж в хирургии. У попугаев часто встречаются опухоли брюшной полости. Врач должен действовать с крайней осторожностью. Ему нужно не только вырезать опухоль, но перед этим еще и рассчитать наркоз для птицы и обезболить маленького пациента. Каждая птица требует индивидуального подхода. Этот раздел медицины называется микрохирургией.

Птицы ощипывают себя из-за неудачи в любви

Кроме хирургического вмешательства, в госпитале практикуют и нетрадиционную медицину: лечат птиц с помощью гомеопатии, целебных трав и даже иглоукалывания. Конечно, последнюю процедуру делают только совсем слабым или ручным птицам – ни одна дикая птица не даст себя уколоть. Кроме того, врачи госпиталя создали авторские препараты, запатентовали их и успешно используют для лечения своих пациентов.

Главврач госпиталя Владимир Романов - птичий доктор Айболит. Фото из архива Владимира Романова. Фото: Из личного архива

Когда птица здорова, ее нужно вернуть хозяевам, если она домашняя, или отпустить на свободу. Для этого сотрудники госпиталя строят вольеры с открытым верхом для птиц, чтобы переход пациентов из госпиталя в дикую среду был плавным. Пернатые питаются в вольере и начинают самостоятельно искать себе пропитание на природе. В вольер они прилетают, когда хотят.

Постепенно птицы перебираются в естественную для них среду. Правда, попадаются среди пациентов и хитрецы, которые хотят обедать исключительно в вольере. Тогда сотрудники госпиталя закрывают верх, чтобы птица не смогла вернуться на готовый корм. Тогда им ничего не остается, кроме как начать добывать себе пропитание самостоятельно. В Рязани и в Тверской области на базе госпиталя созданы реабилитационные центры, куда неокрепшие еще птицы попадают после основного лечения.

Птицы часто страдают «человеческими» болезнями – различными инфекциями, грибковыми заболеваниями, малярией и даже онкологией. У взрослых птиц часто нарушен обмен веществ – из-за того, что они питаются заменителями корма. Среди крупных попугаев распространено самоощипывание. Эта болезнь присуща человеку в самой большой степени. У нее психологические корни. Птица переживает из-за неудачи в любви, отсутствия потомства или ее просто угнетает клетка. В организме попугая происходят серьезные нарушения в работе и устройстве органов, и птица начинает ощипывать себя.

Жертвы «кроукиллеров»

В последнее время частыми пациентами в госпитале стали совы. «Их стало модно держать после выхода книг о «Гарри Поттере», - улыбается Владимир Романов. – В домах также держат перепелов, чтобы к завтраку всегда были свежие яйца. На подворьях у людей живут павлины, фазаны». У самого врача дома живет говорящий попугай жако. Орнитолог больше любит наблюдать за птицами в дикой природе. Чтобы последить за некоторыми видами попугаев, Владимир Романов ездил в Южную Америку.

Прохожие поймали больного лебедя и принесли в госпиталь. Фото: АиФ / Яна Хватова

Сейчас в госпитале не так много пациентов. Больше всего птицы болеют в осенне-весенний период. В первой «палате» – ворона с переломом плеча. Ее подобрала на улице одна спортсменка: ворону отдала врачам, а сама уехала на Олимпиаду. «Вороны часто становятся жертвами «кроукиллеров», - говорит Романов. – Эти люди стреляют по воронам из оружия». Когда птица оказалась в госпитале, кости в ее плече уже успели неправильно срастись. Чтобы она смогла летать, придется делать операцию. К сожалению, она тоже не даст гарантии. Пока что говорить об этом еще рано – птица очень слаба, и врачам нужно восстановить ее силы. В другой «палате» сидит еще одна жертва «кроукиллеров».

Самый большой пациент – лебедь-шипун. Его выловили и принесли сердобольные прохожие. Лебедь никак не мог улететь с озера – у него отсутствует кисть. В одной из «палат» - волнистые попугайчики. У них клещевая инвазия. Если эту болезнь не лечить, птицы погибнут. Врачебное вмешательство гарантирует практически стопроцентное выздоровление. Как в обычной больнице, пернатых пациентов могут навещать гости – их хозяева.

«У птиц все так же, как и у людей, - рассказывает главврач. – Такие же болезни, лечение, такая же система в госпитале. Птицы, как и млекопитающие, не могут пожаловаться на то, что у них болит. Для этого и существуют орнитологи – не просто врачи, а ученые, исследователи, которые интересуются птицами, любят их и лечат».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах