В актёрской базе «Ленфильма» и других киностудий – сотни людей, достигших пенсионного возраста. Некоторые всю жизнь снимались в кино, но немало и тех, кто впервые услышал команду «Мотор!» уже с седой головой. Подробнее – в материале spb.aif.ru.
Шоу для туристов
Виолетта Балакирева актрисой мечтала стать с детства. Пусть не с первой попытки, но поступила в Ленинградский институт культуры и в 1985 году получила диплом по специальности «актёр и режиссёр драматического театра» – всё шло как по маслу. Но жизнь распорядилась иначе. Брак, дети – и про сцену пришлось забыть. Когда у тебя маленький ребёнок, утром убегать на репетиции, а поздним вечером возвращаться после спектакля – тот ещё способ стать хорошей мамой. Новая профессия подвернулась неожиданно.
«Я была в глухой новгородской деревне с детьми, – рассказала Виолетта. – И туда приехал мой муж, который написал сценарий для немецкого документального фильма про русскую деревню (муж Балакиревой – известный писатель Сергей Носов. – ред.). Переводчица немного загуляла, а с немцами надо было как-то разговаривать. И я внезапно вспомнила свой английский язык, который в школе десять лет учила. А когда я вернулась в город, то окончила курсы гидов-переводчиков и стала работать гидом».
На дворе была перестройка, проблем с валютой не было, а гидам платили хорошо. Четыре года Виолетта работала с индивидуальными туристами, а потом судьба забросила её программным директором на туристический теплоход Петербург – Москва. Там уже были группы.
«Вот там моё актёрство проявилось, – улыбается Виолетта. – Это же 24 часа на сцене, чтобы все плакали, смеялись, чтобы всем было интересно».
Зимой, когда навигации нет, Балакирева работала в крупной петербургской газете «матерью редакции» – секретарём главного редактора. «Я сидела в приёмной, строила журналистов сильно, – смеётся наша героиня. – Читала, ошибки находила. Корректоры веселились, как я их нахожу. Управляла машинами: «Веточка! – Машины нет. – Веточка, ну мне вот туда съездить надо». Там было очень хорошо. Там был абсолютно чудесный молодой коллектив. И они были все такие… заряженные на команду, на интерес к тому, что делают».
Так прошли десять лет. А потом – опять трудилась программным директором, но уже на теплоходах в Европе.
«Я вообще любила гидствовать, размахивать руками, видеть, как люди заинтересованы и в тебя влюбляются. И зарплата была хорошая. А потом случилась пандемия».
Где же камера?
Незадолго до того, как весь турбизнес мира подкосил коронавирус, у Балакиревой наступил пенсионный возраст. Она ещё возила туристов на теплоходах, когда ей позвонили. Приятный женский голос произнёс: «Виолетта, я вам звоню с «Инспектора Купера». Вас хочет видеть режиссёр».
«У меня шоковое такое состояние. Я говорю: «Простите, откуда вы звоните?» – «Ин-
спектор Купер», сериал. Вы же актриса?» Я, если честно, актриса, но как-то избегаю этого слова. Потому что актриса – это Фрейндлих. Но говорю: «Ну да, актриса». – «Режиссёр вас ждёт завтра на «Ленфильме».
Режиссёром оказалась совсем молоденькая девочка Александра Бутько. Она с ходу дала новенькой небольшую, но роль.
«Подождите, подождите, посмотрите на меня. Я старая, толстая. Я 30 лет не стояла на площадке. Вы уверены, что я вам нужна?» – на всякий случай спросила пенсионерка. А режиссёр – в хохот: «Актёры приходят, просят рольку. А эта приходит и говорит: «Может быть, я вам не нужна? Может быть, я вам не подхожу?»
«Первая моя съёмочная смена была в каком-то тумане, – призналась Балакирева. – И где была камера, я не знаю. Я её не видела. Я спросила, когда режиссёр сказала «стоп, снято»: «Простите, а где камера?» Группа легла просто вся, потому что я... я настолько была зажата. И когда я посмотрела на экран и увидела себя с вот так вот моргающими глазами, я сказала: «Господи, какой кошмар». И сейчас я смотрю и думаю: «Боже мой, это такой кошмар». Но это было начало моей карьеры».
Дальше пошло лучше. В пандемию съёмки в кино вообще стали единственным занятием энергичной пенсионерки. Как-то через соцсеть пришла рассылка: нужен актёр массовых сцен. Виолетта нажала кнопочку. И буквально через пять минут ей позвонили: «А вы можете завтра в купальнике прийти?»
«И я в купальнике, такая вся красавица, посидела где-то на заднем плане. И ещё пару раз потом вышла в массовку».
Виолетта снималась у Кончаловского, Стычкина, Шевелькова, и даже где-то крупным планом, а где-то и с репликами.
Вон из массовки!
Однажды к Балакиревой подошёл кастинг-директор – тот, кто подбирает людей в кино, – и объявил ей, что больше никогда не возьмет её в массовку. Это, мол, не её уровень, ей нужны роли. Пришлось пойти учиться.
«Я до сих пор хожу на разные мастер-классы. Это некоммерческие организации, даже не организации, а актёрские группы. Так что это не реклама. Одна называется «Главная роль», вторая – «Кинодвиж». Там мне дали хороший пинок, чтобы я стала сниматься. Эти ребята устраивают встречи с режиссёрами, творческими людьми».
На этих встречах Балакирева получила сквозную роль в фильме «Зовите Ермолова», потом в «Неродной дочери» – и пошло-поехало.
Теперь каждое лето – а обычно это самый горячий съёмочный сезон – расписано у Виолетты плотно: пробы, съёмки, подбор костюма.
«Это, конечно, не те зарплаты, которые были с американскими туристами, но и чёрт с ними! Зато я такой кайф ловлю!» – призналась Виолетта.
А потом случилось чудо. Балакирева оказалась на театральной сцене. Один московский театр должен был выступать в Выборге на фестивале. А Арины Родионовны у них не было. И эту роль попросили сыграть Виолетту.
«Я встретилась с московскими девочками, они такие чудесные, «Золотые маски» получают, – рассказала Балакирева. – И я поехала в Выборг. Играли спектакль прямо в лесу, моя Арина Родионовна предания всякие рассказывала. Как же мне это понравилось!»
У актрисы старой школы, пусть и состоявшейся слишком поздно, молодые коллеги претензий не вызывают: «У меня очень высокопрофессиональные партнёры. Мне, может, не очень нравится, когда они в нижнем белье по улицам ходят, но если им так комфортно – пусть ходят. Или когда громко музыку включают. Когда ругаются матом. Но когда они на площадке – они работают. Во всяком случае, мне повезло – у меня ни разу не было партнёров, которые что-то плохо делали».
По словам Виолетты, она уже переиграла всех соседок-сплетниц. «Господи, опять бабушка, ну давайте про неё придумаем что-то новенькое», – вечно просит Балакирева режиссёров. А самая любимая роль – сорокалетней алкоголички в сериале «Лицемеры».
«Я нахожусь в том возрасте, который ещё пока востребован в кино, но не очень широко представлен актрисами. Немного нас таких возрастных», – дала надежду ровесницам Виолетта.
В принципе, чтобы попасть на съёмки – для начала в массовку, – нужно не так уж много сделать: заполнить анкету в кастинг-агентстве или на киностудии, приложить к ней качественные фото – портрет и в полный рост – и записать видеовизитку. А затем ждать. Ускорить приглашение в кино можно, отслеживая группы в соцсетях и специализированные форумы, где часто помещают информацию о наборе актёров в проекты. И актёрское образование – необязательно.
