Примерное время чтения: 12 минут
1717

Бизнес-волшебство. Как превратить старый цех в хлебозавод с мировым именем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 24/11/2021

Когда говорят о сказках и женщинах, на ум всегда приходит сказка про Золушку. Но те, кто любит сказки, совершенно точно знают, что обрести счастье можно не только в личной жизни, но и в бизнесе.

Почему быть хорошим слушателем, интересным собеседником и относиться внимательно к людям независимо от их статуса – это важно и полезно, а также имеет ли смысл слово «невозможно», нам рассказала генеральный директор и собственник Сясьстройского хлебозавода Лариса Маничева.

Слушать и слышать

Сергей Хорошавин, АиФ-Петербург: Лариса Григорьевна, вы – успешный предприниматель, собственник нескольких предприятий, в том числе Сясьстройского хлебозавода, который экспортирует свою продукцию в пять стран мира. А как все начиналось?

Лариса Маничева: В волшебных сказках часто встречается ситуация, когда герою является кто-то маленький и незаметный, кого и слушать не положено. Это может быть смешная старушонка или сказочная лягушка с пустяковой просьбой. Дефицит времени, избыток информации… Я не могу судить строго тех, кто проходит мимо и упускает возможности. Но я убеждена, что надо очень внимательно относиться к людям и знаниям, которые к нам приходят. Информация – это бесценный актив в наше время, основа бизнеса.

Я работала гендиректором хлебозавода, который в свое время входил в группу компаний «Дарница», когда стало известно, что один из зарубежных игроков хлебного рынка закрывает свое производство сухарно-бараночной продукции. Я вспомнила, как один из устраивавшихся к нам на работу кандидатов рассказал про некий полузаброшенный хлебный цех в Сясьстрое. На понимание возможностей проекта у меня ушло больше года. После закрытия завода оказалась перед выбором: высокая зарплата и статус или неизвестность. И все-таки я решилась и очень благодарна тем, кто в это очень сложное время был со мной. Продала квартиру, нашла дополнительные источники финансирования и 1 декабря 2015 года стала собственником Сясьстройского хлебокомбината. Еще многое не понимала, как и с чем придется столкнуться, но стратегия развития бизнеса, пусть и размытая, уже была. Вообще, глобально в бизнесе существуют два подхода: зарабатывание денег «на жизнь» (самозанятые, которые дают себе работу на сегодня) или малый бизнес как старт большого. Во втором случае обязательны инвестиции, и в первые годы речь не идет о получении личных денег. Это та причина, по которой малый бизнес редко вырастает в крупный. Как выпускник EMBA я не вижу разницы между малым и большим бизнесом. Потому первыми гостями на моем предприятии стали международные аудиторы, и мы решили – работаем по стандартам FSSС.

Фото: Из личного архива

А это вложения, серьезная работа, переоборудование и многое другое. Меня никто не понял – зачем, где Сясьстрой, а где – мировые стандарты? Но я знала, что для FSSC значима инфраструктура, и уж если мы модернизируем предприятие, то важно с самого начала все сделать правильно – иначе потом не переделаешь и сертификат качества уже не получишь. В 2017 году ООО «Сясьстройский хлебозавод» успешно прошел сертификацию по международным стандартам качества. Вложив невероятное количество сил в инфраструктуру, технологии, оборудование, обучение персонала и многое другое, мы выиграли тендер на производство у известной западной компании, с которой работаем до сих пор.

Страх – плохой советчик

– Вы работали на высокой должности, но решили открыть собственный бизнес, продали ради этого квартиру. Не страшно было?

– Страшно – это остаться в детстве одному в темной комнате. По первому образованию я – психолог и понимаю, что страх – плохой советчик. Ты или боишься, или делаешь. Критичным фактором в достижении цели является время. Необходимо каждый день делать хотя бы шаг в ее направлении, и ты непременно достигнешь желаемого. Мой папа (его с нами, к сожалению, уже нет) всегда говорил: «Главный критерий ценности – ты сама. Тебе не должно быть стыдно перед собой». Со временем я поняла, что ты для себя – не только ценность, но и источник силы. Для меня неочевиден смысл слова «невозможно». Слово «возможно» существует, а «не» – всего лишь приставка.

И это ваш выбор – приставлять ее или нет. Важно научиться решать задачи того уровня сложности, которые ставит перед вами жизнь в данный момент, а не тратить время на страх. Мы же не боимся в первом классе на уроках математики решать уравнения со многими неизвестными. Мы просто еще не умеем это делать. Нам необходимы информация, знание, люди, опыт. И бизнес – это всего лишь задача. Та, которую вы сами перед собой поставили, и значит, непременно решите.

– Вы – как в том популярном кинофильме, все «сама-сама-сама», или все-таки были люди, которые помогали, направляли, поддерживали?

– Если говорить о финансовых ресурсах, административных или, как сейчас модно говорить, GR – этого не было. Как я уже говорила, папа у меня ушел рано, мама – пенсионерка, и деньги я всегда зарабатывала сама. Другое дело, что я вообще не верю в такой подход как «сама-сама». Мне кажется, у людей, которые так говорят, либо завышенная самооценка, либо непонимание ценности тех, кто находится рядом. Мне очень повезло с людьми, которые меня окружают. Каждый человек, которого я встречаю, – это мой учитель. Он мне дал какую-то мысль, какую-то идею, часто даже сам того не понимая. Ведь что важно в бизнесе? Идея. И хотя мы все, конечно, одаренные и гениальные, но чаще всего идеи приходят извне. К примеру, мой второй бизнес (компания PolinaExport) – это экспортно-международная кооперация, электронные торговые площадки B2B. За последние два года нам удалось вывести на экспорт и заключить более 150 экспортных контрактов в различных сферах. Это невероятно, но подтвержденная конверсия составила 85%. А началось все банально: я вывела такую совершенно простую продукцию как сухари и кантуччи в пять стран мира. Во время этого процесса я познакомилась с большим числом экспертов. Так, на всемирной неделе предпринимательства мне вручала награду за лучший женский международный проект Вероника Пешкова. Она – совершенно уникальный специалист в области международной кооперации, и я очень благодарна за то, что она постоянно помогает российскому бизнесу достойно быть представленным на международным рынке. Разве можно сказать, что я «сама-сама»? Нет. Другое дело, что в жизни и бизнесе я рассчитываю на себя в первую очередь. Но я благодарна каждому человеку, который есть в моей жизни. Я много читаю. К сожалению или к счастью, это в основном профессиональная литература. Хотя, наверное, когда-то я напишу сказку о том, как из маленького зернышка вырастить бизнес.

И в этой сказке среди сказочных героев многие увидят себя.

Сухари коллаж
Фото: Из личного архива

– Вы – мягкий или жесткий руководитель?

– Думаю, что жесткий. Мягких руководителей вообще не бывает. Очень часто люди путают понятие жесткость и сила. Думаю, что жесткой бывает мебель, а руководители бывают сильными. А сила – это умение принимать ответственность не только за популярные решения. Сильные руководители в моей жизни преподали мне самые важные уроки. И я им за это очень благодарна. Отношения на работе я условно делю на две категории – это чисто человеческие (личные), и здесь я всегда приду на помощь, и бизнес-отношения – это то, что каждый должен сделать для достижения поставленных целей. И в них, к сожалению, у меня нет компромиссов. Я безнадежно больна перфекционизмом и невольно заражаю этим окружающих. Требовательность к окружающим начинается с требовательности к самой себе. Однако для того чтобы сотрудники росли, нужно создать атмосферу, в которой люди будут всегда хотеть учиться, расти и ставить новые цели.

– Не получается ли так, что человек, в которого вложили много сил, вырастает и уходит?

– Надо честно ответить на вопрос – а растешь ли ты сам? Если он тебя перерос и ушел, то правильно сделал. Люди уходят потому, что им становится скучно. Это задача руководителя – делать так, чтобы компания росла быстрее, чем сотрудники. У меня есть железный принцип – я всегда подписываю все заявления об увольнении. Одни с удовольствием, и, думаю, меня многие поймут, другие – с огорчением. Думаю, что развитие компании, атмосфера в ней – важный фактор удержания персонала. Если люди все-таки уходят, подумайте, что вы сделали не так. Безусловно, у каждого лидера есть цель, к которой он идет иногда несмотря ни на что и вопреки всему. Вопрос в том, кто их сопровождает на этом пути. Мне очень приятно, что в моей компании есть люди, которые со мной уже на протяжении десятилетия.

– Существуют «мужской» и «женский» стили управления?

– Стиль управления может быть или эффективным, или нет. И здесь важен результат. Умение мотивировать людей и достигать цели – просто необходимо. Спорный вопрос, кому это лучше удается: мужчинам или женщинам. Успех должен быть очевиден, и если он есть, то неважно кто ты, какого пола и какого происхождения.

 

Любовь к картинам

– Получается ли у вас сочетать семью и карьеру?

– Хотим мы этого или нет, но бизнес делает людей точно так же, как люди делают бизнес. И, безусловно, бизнес – проект круглосуточный. Но все-таки мне повезло, и в личной жизни меня окружают те, кто любит и понимает. Я воспитывала сыновей на своем примере. Возможно, именно поэтому они сейчас достаточно успешные люди с собственными бизнес-проектами. Хотя мне все время кажется, что надо бы научиться переключаться, и, наверное, это моя зона роста…

Лариса Маничева
Фото: Из личного архива

– Есть же какие-то увлечения, хобби?

 – Конечно. Я серьезно увлекаюсь историей искусства, литературой, историей моды, театром. В какой бы стране мира или точке России я ни была, всегда нахожу время для знакомства с местными достопримечательностями и выдающимися людьми. У меня дома уже внушительная коллекция картин наших с вами современников. Совсем недавно посчастливилось познакомиться с уникальной женщиной Анной Нестеровой, которая создала серию часов Palekh Watch. Каждые часы – это произведение искусства, в основе серии – сказки. Сейчас у меня есть часы с сюжетами из «Золотой рыбки» и «Русалочки». Долгое время моими любимыми часами были часы из коллекции Леди Гаги. Но сейчас золотая рыбка победила.

Мне всегда очень сложно переключаться – жаль времени. Поэтому даже время в галереях я стараюсь проводить с пользой, слушая аудиогид на английском. Предпочитаю читать исторические книги, биографии и мемуары. Победы и поражения великих людей – бесконечный источник поучительной информации. Картины, искусство, книги – лишь на первый взгляд не связаны с бизнесом. Именно они для меня являются источником вдохновения, меняют мое сознание. Мне тоже очень хочется создать что-то важное и значимое в своей жизни. Успешный бизнес – это не только бизнес, это – душа.

И, к сожалению, успешный бизнес – это не предмет компромисса.

– А определить одним словом – кто такая женщина-предприниматель?

– Одним словом? Это – волшебница.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах