Примерное время чтения: 8 минут
227

Главная ценность – народ. Почему имя просветителя Абрамова предали забвению

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и факты - Петербург 08/11/2023
Яков Абрамов родился  21 октября 1858 года в Ставрополе-Кавказском в мещанской семье.
Яков Абрамов родился 21 октября 1858 года в Ставрополе-Кавказском в мещанской семье. Commons.wikimedia.org

165 лет назад родился просветитель Яков Абрамов. Его идеи и труды не только вдохновляли публицистов того времени, но и привлекли внимание всей просвещённой Европы. Как молодой журналист-писатель, выступавший за традиционные ценности и эволюцию России, удивил столичный Петербург и почему оказался забыт на долгие годы после революции, выяснил корреспондент spb.aif.ru.

«Господство капитала над трудом»

Яков Абрамов родился 21 октября 1858 года в Ставрополе-Кавказском в мещанской семье. С самого детства был смышлёным, любил читать, а также сам вёл дневник.

В 1868-м Яков поступил в Ставропольскую классическую мужскую гимназию. Проблем с успеваемостью не было, однако закончить учебное заведение он не смог – был слишком вольнолюбивым, возникли разногласия с начальством. Так писал в своих дневниках сам Абрамов.

Литературовед, доктор филологических наук Вячеслав Головко изучает жизнь и творчество Якова Абрамова уже более 15 лет. В беседе с «АиФ-Петербург» профессор рассказал, что покинуть гимназию подростку пришлось не только из-за конфликта с руководством. В тот период в семье Абрамовых случилась неприятность – отца Якова разорил компаньон. Они остались без средств к существованию и дома. Яков был вынужден зарабатывать тяжёлым трудом. Тогда он объездил весь юг и познакомился с простыми русскими людьми, крестьянами. Увидел также обратную сторону капитализма, который как раз укреплялся в российском обществе. Вероятно, эти события и опыт оказались решающими в формировании Якова, как народника, который на протяжении всей жизни выступал за просвещение и развитие рабочего класса.

Учёбу мальчик всё-таки закончил, отучившись год в Кавказской духовной семинарии на курсе общеобразовательных наук. В выпускном классе молодой семинарист организовал в заведении для сверстников дополнительные занятия, где они обсуждали новейшие достижения, естественные и социальные науки, которых не было в программе, ребята читали произведения писателей демократического толка, говорили о несправедливом господстве капитала над трудом.

«Якову Абрамова уже тогда была близка идея о несправедливом господстве капитала над трудом. Он выступал за традиционные, духовно-нравственные ценности русского народа», – отмечает Вячеслав Головко.

Салтыков-Щедрин забрал к себе

Сразу после завершения учёбы, в 1877 году, Абрамов отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию. Проучился там всего год. Вновь оставил он учёбу в связи «с привлечением по делу о распространении книг преступного содержания», а именно антиправительственной литературы. Ему объявили «высочайший выговор» и выслали из столицы на малую родину. На два года запретили въезд в Петербург и Москву.

Абрамов занялся писательской деятельностью, организовал в Ставрополе педагогическое просветительское общество, работал учителем. В 1880-м он вновь вернулся в столицу. Первым делом узнал, где живёт Глеб Успенский – писатель-народник, которого тогда читала вся Россия, – и отправился к нему, чтобы показать свои рукописи.

Работы Абрамова заинтересовали прозаика, и через несколько дней Успенский представил своего нового знакомого Михаилу Салтыкову-Щедрину, который на тот момент был редактором литературного журнала «Отечественные записки». Писатель сразу взял его в штат. Так начинающий журналист оказался в высоком кругу литераторов, философов и публицистов Петербурга. Параллельно он начал публиковаться и в других изданиях. Пишет Абрамов о социальных проблемах города и всей России, анализирует общественные и экономические вопросы. За свою карьеру он успел опубликовать более 2 тыс. работ.

«Отечественные записки» – были самым известным и тиражируемым демократическим журналом. Попав туда, Абрамов оказался в среде народников, подружился со многими писателями, разделявшими аналогичные взгляды. В критико-биографическом словаре русских писателей и учёных Семёна Венгерова в статье о Якове Васильевиче указано, что он одновременно печатался в 27 изданиях. А ведь ему было всего ничего, 22–23 года», – добавил профессор.

Рукописи Якова Абрамова.
Рукописи Якова Абрамова. Фото: Из личного архива В.М. Головко.

Читал Лев Толстой, критиковал Ленин

Около 10 лет Абрамов жил и работал в столице. Михаил Салтыков-Щедрин и другие писатели-современники высоко оценивали его труды. Высокого мнения о ставропольце был и Лев Толстой. Он даже написал послесловие к его статье о гонениях на духоборов спустя 15 лет после её выхода.

«Это личность мирового масштаба. В условиях достаточно жёсткой цензуры он умел излагать и предлагать решение назревших актуальных социальных вопросов», – поделилась в беседе с корреспондентом завкафедрой журналистики СКФУ, доктор филологических наук Ольга Лепилкина.

«Деятельность Якова Абрамова, безусловно, имела общенациональное значение. Он делал для народа столько, что сейчас сложно представить. Сегодня это феномен, явление, возвращённое в нашу культуру, духовную жизнь, традиции. Внутренняя политика в нынешней ситуации направлена именно на укрепление духовно-нравственных ценностей, культурных особенностей. И в этом дискурсе наследие Якова Васильевича чрезвычайно актуально», – добавил Вячеслав Головко.

Рукописи публициста удостаивались наград на Всемирной выставке в Париже. Как стало известно совсем недавно, в европейских научных библиотеках до сих пор хранятся его книги на французском и английском языках. Это выяснила доктор филологии, руководитель Европейского исследовательского центра имени Ивана Тургенева в Бельгии Ольга Горчанина.

При жизни Абрамова хоть и уважали, но он всё время находился под пристальным надзором полиции. Вернувшись в Ставрополь, он стал гласным городской думы и параллельно продолжал писать, поддерживал общение с единомышленниками. В обществе Якова Васильевича считали народным заступником.

Забыли навек по решению партии

Скончался он после тяжёлой болезни 18 сентября 1906 года. В марте 1909 года жители города выступили с ходатайством об увековечении памяти Абрамова. Инициативу горожан поддержали местные власти, создав в том же году специальную «комиссию для разработки способов увековечения памяти бывшего гласного Ставропольской городской думы Я. В. Абрамова».

При этом при царизме Абрамова считали опальным мыслителем, а большевики, которые позже пришли к власти, категорически отвергали его труды, так как публицист был сторонником эволюционного пути развития России, сохранения традиционных ценностей.

Ленин и большевики в целом выступали с резкой критикой народничества, особенно нереволюционного. Как отмечает Вячеслав Головко, не воспринимали они и «Теорию малых и больших дел» Абрамова, в которой тот предлагал способы плавного улучшения экономического положения народа, облегчения положения трудящихся.

«Большевики заявляли, что сторонники такого варианта решения проблем не видят дальше своего носа. Василий Шелгунов тогда писал, что народники, в том числе Яков Васильевич, не имеют высоких идеалов. Тогда же большевики стали использовать термин «абрамовщина», который подразумевал подмену задач революции, сохранение самодержавия с постепенным реформированием строя», – добавил литературовед.

Яков Васильевич и сам крайне критически воспринимал марксистов-соотечественников. В своём рассказе «Гамлеты – пара на грош», которую часто цитировал Максим Горький, он устами главного героя говорил, что Маркс, если бы знал своих российских последователей, трижды проклял бы их.

«Разве они могли такое ему простить? Очевидно, что его наследие никак не вписывалось в парадигму революционных преобразований, и естественно, что после 1917-го труды мыслителя были выдвинуты за границу национальной культуры, а самого Абрамова превратили в какую-то маргинальную личность и окрестили либеральным народником», – объяснил Вячеслав Головко.

После Октябрьской революции крест поставили на всём народничестве, про Абрамова даже упоминать было невозможно. Идеологические оппоненты прекрасно понимали незаурядность личности и наследия Абрамова. Их позиции в вопросе социального и экономического будущего страны были попросту несовместимы. Вместе с этим идеи Якова Васильевича чрезвычайно актуальны до сих пор для современного российского общества, считает собеседник издания.

«В своих трудах он отвечает на вызовы нашего времени. Когда читаешь – поражаешься тому, что он, будучи человеком совсем другой эпохи, будто бы анализирует нашу жизнь. Сегодня наша задача – осваивать это бесценное наследие. Нужно изучать в школах и университетах труды Якова Абрамова и говорить о его личности. Это наше культурное достояние, которое целый век было скрыто и забыто из-за идеологических противоречий», – заключил Вячеслав Головко.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах