Дети – одна из самых незащищенных групп населения. Помощь и поддержка особенно нужны тем малышам, которые оказались в больнице. Речь идет не о конфетах, игрушках и подарках. А о душевном тепле, заботе и внимании. Их дают волонтеры, цель которых не заменить врачей и матерей, а показать малышу, что он важен.
Лучи доверия
Стать добровольцем в больнице может любой совершеннолетний, который искренне хочет помочь. Волонтеры нужны в детском хосписе, психоневрологических интернатах и обычных больницах. Год назад помогать малышам решил 48-летний заместитель генерального директора одной из строительных компаний Владимир Логинов. Он начал задумываться о проблеме сиротства, вместе с женой закончил школу приемных родителей, а после пошел волонтерить.
«Помогаю детям, которые по тем или иным причинам оказались в больнице без сопровождения своих родственников, – рассказывает Владимир. – Как правило, маленькие дети либо дети, нуждающиеся в посторонней помощи, находятся в стационарах под присмотром родителей, которые их накормят, помоют, переоденут. Однако малыши, поступающие в больницу из детских социальных учреждений или изъятые из семей, не имеют такого сопровождения. У нас бывают случаи, когда и вполне благополучный малыш лежит в отделении один, потому что его мама вынуждена присматривать за другими детьми. Во всех этих ситуациях на помощь приходит волонтер».
Стать медицинским волонтером самостоятельно невозможно – нужна подготовка, которую могут дать в волонтерской организации. Будущим добровольцам рассказывают о базовых навыках ухода за грудным или лежачим ребенком, учат больничному уходу, правилам взаимодействия с детьми и врачами. Причем не каждый может стать детским волонтером, существуют особые требования, которые применимы и к младшему медицинскому персоналу. Это справка об отсутствии судимости, действующая флюорография, прививки от коронавируса, кори и некоторых других инфекций, которые может запросить больница. Формального входного психологического тестирования не проводится, но с кандидатами в волонтеры проводят собеседования, добровольцы участвуют во встречах и тематических тренингах, в том числе и с психологами, специализирующимися на вопросах детских психологических травм. Случайных людей к детям не допускают.
«Волонтерская организация «Наши дети», в которой я состою, имеет договоры с большинством детских больниц города, и при наличии соответствующего запроса от руководства больницы мы быстро организуем круглосуточное дежурство волонтеров у такого ребенка, – продолжает Владимир. – Помощь нужна разная. С одним малышом будет достаточно просто поиграть. Однажды у нас была семилетняя девочка-непоседа, которая находилась на инфекционном отделении после прохождения курса лечения от менингита. Подопечная была уже практически здорова, и больничные стены явно ее тяготили. Самостоятельно девчушка могла себе придумать только такие развлечения, которые угрожали ей сменой инфекционного отделения на травматологическое. Поэтому волонтеры играли с ней, пели, читали, рисовали. Нередко просят присмотреть и за грудным ребенком, поступающим в стационар без сопровождения. А есть и сложные случаи, когда пациент тяжело болен и сам не двигается, тогда его нужно переворачивать, кормить, и, конечно, общаться».
Деятельность волонтера психологически тяжелая, ведь непросто видеть детей, которым больно и одиноко. А еще редко, но волонтеры сталкиваются с негативом со стороны родителей других детей. Не все мамы готовы к тому, что рядом с ее ребенком будет лежать сирота, у которого за сутки сменяются три волонтера. Эти мамы могут требовать их перевести в другое отделение или демонстрировать плохое отношение к добровольцам.
«Радует, что это единичные случаи, и чаще всего матери берут на себя часть забот об одиноком малыше, – объясняет Владимир. – Мы не можем всем детям заменить родителей, но подарить крупицу персонального внимания, душевного тепла, заставить поверить в свои способности, помочь расправить поникшие крылья – вполне в силах каждого. Я счастлив, когда из-под панциря злости, апатии, страха у наших детей пробиваются лучики интереса, а потом и доверия».
Будущий доктор
Существенную поддержку дают и студенты-медики. В Педиатрическом университете не первый год работает комиссия по волонтерству и добровольчеству «ЛУЧ», где будущие детские врачи могут на практике отработать навыки, которые пригодятся в будущем. Например, научиться общаться с родителями больных детей и напуганными болезнью малышами. Увидеть патологии не в учебнике, а в реальной жизни.
Студентка 6-го курса Дарья Горбунова сегодня возглавляет волонтерскую комиссию. Она признается, что всегда хотела помогать людям, поэтому и выбрала профессию врача.
«Медицинским волонтерством я занялась в 2017 году, когда поступила в вуз, – вспоминает девушка. – В первый же день мы, первокурсники, услышали о волонтерской комиссии при университете, и из интереса я пошла на первое собрание, чтобы узнать подробности. Кураторы проекта, молодые волонтеры-студенты, рассказывали о своей деятельности с таким увлечением и жаром, что захотелось тоже стать частью их команды. И когда-нибудь в будущем иметь такое же большое сердце».
Студенты-волонтеры помогают в кризисном центре мамам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; играют с детьми или устраивют для них концерты в клоунских костюмах; рисуют или общаются с малышами; а также помогают медперсоналу во время дежурств, например, переодеть и успокоить ребенка. Есть смены в хосписах и онкоцентрах – они самые тяжелые, ведь, вероятно, некоторых из этих детей волонтер больше никогда не увидит.
«Волонтерство – это польза не только для общества, но и для самих добровольцев, – объясняет Дарья. – Волонтер получает множество эмоций, бóльшая часть из которых, конечно, положительная. Ты видишь мир глазами детей, общаясь с ними, забываешь о своих проблемах. Студенту-медику нужно учить большой объем информации, и несколько часов волонтерства разгружают мозг и поднимают настроение, что помогает качественному изучению учебного материала».
По словам студентки, есть и такие волонтеры, которые ищут выгоду в добровольной помощи.
«Некоторые ребята не скрывают, что набирают таким образом баллы для поступления в ординатуру. Но таких студентов немного, все-таки большинство из нас помогают бескорыстно и от чистого сердца», – говорит Горбунова.
Виртуальный музей
Длительное лечение в больнице для малыша может превратиться в пытку – ребенку не хватает активности, новых впечатлений, положительных эмоций. Год назад в Петербурге начал работать проект «Музей приходит к нам в VR». Его суть – дать возможность детям и подросткам посетить музей, не выходя из больницы.
«Мы сами сняли экскурсии в лучших музеях Санкт-Петербурга, закачали их в очки виртуальной реальности и привозим к тем, кто не может по различным причинам прийти в музей, – рассказывает куратор проекта Татьяна Русу. – У нас есть 18 VR-очков и восемь записанных экскурсий, которые длятся около 10–15 минут. Ребенок, сидя на больничной койке или в комнате отдыха в отделении, надевает эти очки и может путешествовать по музею. Виртуальная реальность очень отличается от привычного нам просмотра видео по телевизору или ноутбуку. VR-очки погружают в другой мир, создается ощущение, что ты в другом помещении, где можно рассмотреть не только экспонаты, но даже пол и потолок. Наше мероприятие полностью бесплатно, а примерить очки могут дети, которым это разрешил лечащий врач».
Виртуальное путешествие вызывает бурю положительных эмоций. Если подростки сдержанно отзываются о просмотре, то младшие школьники и малыши не скрывают восторга, смеются, машут руками – на это радостно смотреть.
«Родителям мы тоже по возможности показываем те же экскурсии, чтобы они могли обсудить увиденное с детьми и сблизиться через эмоцию. Все показы помогают проводить наши волонтеры, которых мы очень любим и ценим», – говорит Русу.
Комментарий
Детский онколог, завуч кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии, председатель профсоюзной организации Санкт-Петербургского педиатрического университета Глеб Кондратьев:
«Детям, а особенно больным детям, нужны постоянные поддержка и внимание. Поэтому волонтеры, которые приходят в больницы, чтобы поиграть, порисовать, показать спектакль и просто пообщаться с ребятами, выполняют очень важную задачу. Они дарят им новые впечатления. Современная наука говорит, что положительные эмоции помогают пациенту легче переносить болезнь, его организм становится более восприимчивым к лечению. И наоборот: постоянная тревога, состояние подавленности и депрессии снижают эффективность лечения, и уже после выписки у пациента могут обнаружить негативные последствия.
Я работаю с маленькими пациентами, которые уже прошли долгий путь, борясь с заболеванием. Часто эти дети напуганы, они волнуются при виде докторов, чувствуют опасения родителей. В этом плане помогает контакт с волонтером, который отвлекает малыша от болезни. И ребенок остается ребенком даже в стенах больницы: он играет, веселится и с нетерпением ждет, когда к нему снова придет доброволец. Поэтому важно, чтобы волонтерство в больнице было не разовой акцией, а постоянным делом.
В клинике Педиатрического университета волонтеры – это лучшие студенты нашего вуза. Несмотря на то, что они уже имеют опыт взаимодействия с детьми, знакомы с медицинскими аспектами, мы все равно проводим для них специальные программы, которые учат общаться с больными детьми. Я считаю, что вся история с добровольной помощью детям должна проходить через фильтры: волонтер обязан пройти подготовку, быть готовым к разной реакции болеющего малыша и, конечно, следить за своим здоровьем. Потому что любая инфекция для ребенка с подавленным иммунитетом может стать фатальной.
Выделить категорию детей, которым больше всего нужна помощь волонтера, нельзя. Да, есть малыши и подростки, не получающие от родителей необходимых поддержки и внимания. Но это не значит, что волонтер должен делать акцент на них. Заботу и хорошее настроение нужно дарить всем нуждающимся поровну».
Детям помогут адаптироваться
Проект Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации помощи детям и подросткам «УЛИЦА МИРА» стал победителем внеочередного конкурса Фонда Президентских Грантов.
Таким образом поддержат уязвимые группы граждан, на жизни которых наиболее сильно отразились недружественные действия иностранных государств.
Деньги гранта направят на реабилитацию и социальную адаптацию детей и подростков, прибывших в Санкт‑Петербург с территорий Донбасса и Украины.
Речь идет о психологическом сопровождении, помощи в получении образования и привлечение к творчеству.
В результате проекта 30 детей из дисфункциональных семей и детей-мигрантов, 50 близких родственников детей получат необходимое сопровождение.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга