«Он почти мальчик, худой и гибкий, в вязанной шерстяной телогрейке. Говорит по-французски, на языке угнетателей, но французские слова звучат тускло и матово, как приглушенный колокол родной речи», - так описал Осип Мандельштам молодого вьетнамского коммуниста, с которым познакомился в 1923-м году в Москве.
Годы спустя корреспондент, взявший у иностранца интервью для журнала «Огонек», будет известен как один из крупнейших русских поэтов XX века, а другой войдет в историю как отец независимого Вьетнама, лидер национальной революции Хо Ши Мин.
Но в те годы представитель древней малайской расы был известен под именем Нгуен Ай Куок (хотя его настоящее имя Нгуен Шинь Кунг). В 1911-м году юноша под вымышленным именем покинул родину, поступив матросом на пароход.
С 1916-го года по 1923-й он жил в США, Великобритании, Франции. Работал истопником, мусорщиком, помощником повара, ретушером в фотоателье.
Когда в 1920-м был опубликован ленинский «Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросу» подготовленный для 2 конгресса Коминтерна, Нгуен был поражен и очарован ходом мысли вождя мирового пролетариата.
«Ленин покоряет и привлекает сердца азиатских народов не только своей гениальностью, но и презрением к роскоши, любовью к труду, чистотой своей личной жизни, простотой, одним словом, моральным величием и благородством учителя», - позже напишет он.
Статья о праве на независимость народов, находящихся в колониальной зависимости, задела за живое юношу, чья родина, Индокитай, уже более 40 лет находился под властью Франции. Он загорелся мечтой о полном освобождении своей страны и активно включился в политическую работу, стал налаживать контакты с представителями революционных кружков Алжира, Туниса, Сирии и Мадагаскара – других французских колоний. Вскоре он возглавил газету «Пария», а летом 1923-го получил приглашение приехать в Россию – принять участие в работе Коминтерна.
Пассажир «фотограф Ванг»
30 июня 1923 года из Гамбурга в Петроград прибыл пароход, на борту которого был «фотограф Чан Ванг, уроженец Индокитая». Появление иностранца не привлекло повышенного внимания со стороны местных чекистов. Информации о том, как будущий лидер Вьетнама провел в городе на Неве почти два месяца, крайне мало.
«Учитывая тогдашние требования соблюдения конспирации и огромные сложности обмена информацией, можно предположить, что либо ФКП вовремя не сообщила в Москву о приезде представителя Индокитая, либо Москва не поставила об этом в известность власти Петрограда, - предполагает Евгений Кобелев, канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН. - Одним словом, два месяца, проведенных будущим Хо Ши Мином в Петрограде, остаются одним из немногих белых пятен в его насыщенной событиями политической биографии. Где он в Петрограде в это время проживал, чем занимался? Наверняка должны были сохраниться какие-то письменные свидетельства об этом».
В некоторых источниках указывается, что Нгуену пришлось задержаться в Петрограде из-за проблем с бумагами: в его документах нигде не было указано, что он коммунист, прибывший по делам Коминтерна. В итоге пришлось запрашивать представителя ФКП в Исполкоме Коминтерна, чтобы тот удостоверил личность прибывшего иностранца. Лишь после соблюдения формальностей, тот смог отправиться в Москву.
Известно, что Нгуена поселили в гостинице «Люкс» на Тверской улице, откуда рано утром он любил прогуливаться до Красной площади. Напротив библиотеки Румянцевского музея (сейчас там располагается Библиотека имени В. И. Ленина) находился аппарат Исполкома Коминтерна (ИККИ), сотрудником восточного отдела которого он стал сразу по прибытию.
«Во время первого приезда в СССР я увидел, в каких тяжелых условиях приходилось начинать свой путь Советской стране. Трудно рассказать о величайшем героизме и самоотверженности рабочих, и крестьян, приступивших к строительству социализма. Вместе с тем уже очевидны были и первые достижения советского народа. Быстрый прогресс Советской страны, любой ее успех вызывали в сердце каждого революционера радость и счастье, наполняли нас гордостью за дело Великого Октября», - годы спустя вспоминал он.
«Самая большая горесть в моей жизни…»
Одним из самых заветных желаний ярого коммуниста была встреча с Лениным. Несмотря на то, что было известно о тяжелом состоянии здоровья Владимира Ильича, Нгуен не терял надежды, что недуг отступит, и его кумир сможет принять участие в V конгрессе Коминтерна, подготовка к которому шла полным ходом.
21 января прогремела скорбная новость: Ленина не стало.
«Мы должны бороться с религией». 10 ярких цитат Владимира Ленина | Фотогалерея
«Во время завтрака в столовой, находившейся на первом этаже гостиницы, мы узнали, что умер Ленин. Этому никто не хотел верить, но, взглянув в окно, мы увидели, что над зданием Моссовета приспущен красный флаг с траурной каймой. Нас охватила безмерная скорбь. Ленин умер! Мне так и не довелось встретиться с Лениным, и это было самой большой горестью в моей жизни…», — вспоминал тот день Хо Ши Мин.
Уважение и почтение к вождю мирового пролетариата он пронес через всю жизнь. В интервью, которое он дал к 100-летию своего учителя, Хо Ши Мин признался, что в глазах народов Востока Ленин был не просто руководителем: «Он человек огромной притягательной силы… Наше уважение к Ленину — это сыновнее уважение, что считается в нашей стране одним из основных достоинств. Для нас, людей, испытавших муки и издевательства, Ленин — воплощение подлинного братства».
V Всемирный конгресс Коминтерна, который открылся 17 июня 1924 года в Большом театре, проходил уже без его основателя и идейного вдохновителя.
Годы спустя Хо Ши Мин признавался, что месяцы, проведенные в России, были одними из самых счастливых в его жизни. Несмотря на это, но понимал, что ему предстоит вернуться на родину, чтобы воплотить в жизнь свои мечты и надежды о свободном Вьетнаме:
«И в детстве, и в зрелом уже возрасте — никогда я не испытывал такого чувства свободы, беспредельной радости и счастья, как в ту пору в Москве. И все-таки я считал дни, когда же соберется Всемирный конгресс Коминтерна, чтобы тотчас же после его завершения отправиться в путь и приступить к практической революционной деятельности».