По рабочим окраинам
Ретротрамвай ждал своих пассажиров на Комсомольской площади. Вагон нам подали 2-го класса, в котором и ездила основная часть населения того времени. Маршрут тоже был выбран не случайно. Именно здесь находился знаменитый Путиловский (сегодня Кировский) завод, рабочие которого участвовали в многочисленных стачках и забастовках, активно боролись за свои права. 12 мая 1917-го сюда приехал Ленин и выступил перед путиловцами с зажигательной речью. Обо всём этом рассказывается в музее завода, где и побывали экскурсанты.
Далее трамвай покатил тоже по революционным местам. Через парк Екатерингоф, где состоялись первые в России маёвки, мимо промышленных кварталов Нарвской заставы, славившихся подпольными кружками. Проезжая мимо Обводного канала, где проходили вооружённые столкновения, пассажиры вспомнили слова «Гимна свободной России», написанного, как ни странно, певцом Серебряного века Бальмонтом на музыку Гречанинова.
Ну а чтобы погружение в атмосферу тех времён было полным, всем раздали листовки и агитки, а также угостили морковным чаем и баранками - типичной едой рабочей окраины. Выдали и разноцветные билеты по цене 5 коп. Дело в том, что тогда проезд делился на зоны, где каждой соответствовал определённый цвет. Сиреневый - на Васильевский остров, синий - по Садовой, красный - Петроградская сторона. Удивительно, но сегодня о зонировании в транспорте мы только мечтаем.
«Где здесь контра?»
Когда выехали на Литейный проспект, где в феврале 1917-го сооружались баррикады, на остановке у Кирочной в вагон ворвались матросы и солдаты. «Есть среди вас контра? Айда в Смольный! Увидеть товарища Ленина!» - кричали вооружённые наганами моряки. Кондуктор попытался урезонить неожиданных пассажиров и потребовал оплатить проезд, если они уж так хотят доехать до Смольного. Но стоило служащему заикнуться о деньгах, возмущённые матросы накинулись на него едва не с кулаками: «Ты с кого плату взять хочешь? С народа?». Типичная ситуация для октября 1917 года…
- 2017-й - год столетия Октябрьской революции. К этому юбилею мы подготовили немало мероприятий, объединённых общей революционной тематикой, - рассказал председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей МАКАРОВ, который тоже оказался в числе пассажиров необычного маршрута. - Мы надеемся, что проект будет разрастаться и оставаться актуальным ещё длительное время.
Кстати, трамвай матросов до Смольного, как и когда-то Ленина, не довёз. Пришлось революционерам сойти на остановке у Марсова поля и идти прямиком на Дворцовую, где уже готовился штурм Зимнего дворца…
Почему же Ленин до пункта назначения не доехал? Рассказывает краевед, один из авторов «Энциклопедии Петербурга» Алексей ЕРОФЕЕВ:
- Поздним вечером 25 октября Ленин вышел из конспиративной квартиры Маргариты Фофановой на Сердобольской улице, 1, в Выборгском районе Петрограда вместе с сопровождавшим его финским коммунистом Эйно Рахья. Вождь мирового пролетариата ехал в Смольный, чтобы возглавить вооружённое восстание большевиков против Временного правительства. Они подождали трамвай № 20, который пришёл довольно быстро. Сели и ехали в полупустом вагоне. Вдруг кондуктор сказал: «Трамвай идёт в парк». В итоге они вышли на Нижегородской улице и отправились пешком через Литейный мост. А уже потом по Шпалерной (это название улица носит и сейчас) дошли до Смольного. Так трамвай № 20 сыграл свою роль в мировой истории.