С начала учебного года старшеклассники Петербурга, как и всей страны, начали учиться по новому единому учебнику истории России. В нём рассказывается о самых актуальных событиях в жизни нашего государства, в том числе возвращении Крыма и специальной военной операции. С особым чувством получили книги в лицее № 369 Красносельского района. На одной из страниц упоминается о воспитаннике лицея Герое России капитане Александре Жихареве, погибшем в бою под Харьковом. Высокое звание ему было присвоено посмертно.
Как подвиг защитника Отечества помогает воспитывать новое поколение? Какую работу ведут ребята по поиску героев Великой Отечественной? И что нужно сделать, чтобы сегодняшние 6–10-классники уже в школе определились с выбором профессии, вуза, стали хорошими специалистами и трудились на общее благо? Об этом «АиФ» рассказал директор лицея Константин Тхостов.
Мечтал стать защитником
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Константин Эдуардович, вы уже больше двадцати лет руководите лицеем, лично знали Александра Жихарева. Каким он был, чем запомнился?
Константин Тхостов: В наш лицей Саша перевёлся в 2006-м и закончил в 2009 году. Он из многодетной, дружной семьи, где кроме него росли ещё пять детей. Все учились у нас. Слова долг, честь в этой семье были не пустым звуком, и Саша в юном возрасте брал пример со старших. Его прапрадед воевал в кавалерии, возглавлял штаб полка. Прадед сражался на фронтах Великой Отечественной, ходил в разведку. Погиб героем. Во время очередного задания на его группу напали фашисты, завязался ожесточённый бой. Силы оказались неравны, и Жихарев-старший отпустил своих бойцов, чтобы они спаслись, а сам в одиночку в холодном лесу отстреливался от врагов.
Отец Саши тоже военнослужащий, и сам он всегда мечтал стать спецназовцем. Занимался боксом, подводным плаванием, выполнил 150 прыжков с парашютом. Стал мастером спорта по рукопашному бою – дома остались многочисленные кубки и медали. Учился в Новосибирском, затем Рязанском высшем командном училище им. генерала В. Ф. Маргелова на специальном факультете. Владел английским, немецким и арабским языками. Писал стихи. Не раз отправлялся в горячие точки, в том числе Сирию, где приобрёл боевой опыт.
– Вы сказали, что спустя 80 лет правнук фактически повторил подвиг прадеда. Как всё произошло?
– С первых дней спецоперации Александр отправился на передовую. 27 февраля 2022 года его рота ликвидировала 10 огневых точек и один бронемобиль. Но затем наши бойцы попали под шквальный огонь, на них двинулась большая группа ВСУ. Заняв позицию, капитан с солдатами держали оборону около десяти часов: уничтожили до 100 врагов и немало техники. Националисты в ответ подогнали танки, из-за жуткого обстрела начался пожар. Александр оценил ситуацию и приказал отступать, а сам ценой жизни стал прикрывать своих. Из горящего корпуса, где укрывались бойцы, он выходил последним и получил смертельное ранение. Ему было всего 28 лет.
– Как увековечена память о храбром и мужественном офицере?
– Лицею присвоено имя Героя России, на здании установлена мемориальная доска. В торжественной церемонии приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов, губернатор Петербурга Александр Беглов, которые встретились с членами семьи и поблагодарили их за воспитание и подвиг отважного защитника. Также Александр Жихарев навечно включён в списки 11 «А», где учился. Проводятся спортивные соревнования по рукопашному бою его памяти, обсуждается возможность создания музея. А 1 сентября в 1-й класс пришёл сын капитана – Николай Жихарев. Преемственность поколений продолжается.
Мальчишки военного времени
– К славным страницам прошлого могут прикоснуться и все ученики лицея. В его стенах открыт уникальный музей «Юнги Северного флота». Кто они и чем известны?
– Это отдельная пронзительная история Великой Отечественной. Ведь речь о мальчишках военного времени, которые вместе со взрослыми встали на защиту Родины. В начале войны на флоте остро ощущалась нехватка кадров, и восполнить её были призваны 14–16-летние подростки. Так, в 1942-м появился указ наркома ВМФ о создании школы юнг на Соловках. Причём это была не просто школа, а самая молодая за весь период Второй мировой самостоятельная воинская часть, имеющая боевое знамя. С 1942-го по 1945-й здесь подготовили свыше 4 тысяч рулевых, машинистов, радистов, электриков. Каждый четвёртый погиб... В своё время её курсантами были Валентин Пикуль, ставший известным писателем, Борис Штоколов – знаменитый оперный певец, адмирал Вадим Коробов и тысячи достойных людей.
Музей создан почти 40 лет назад, там размещены около 4 тысяч экспонатов, в том числе по-настоящему редких. Школьники ведут экскурсии, исследования, выясняют, как сложились судьбы воспитанников. В среднем в год его посещают до тысячи человек. Создан и интерактивный проект «Битва за Ленинград», который будет продолжен к 80-летию полного освобождения города от блокады.
– Позвольте вернуться в наши дни. Сегодня перед школьниками тоже стоит немало задач, в том числе ещё за партой нужно определиться, чем заниматься в дальнейшем. В лицее немало времени уделяется профориентации, которая начинается с 6-го класса. Не рано?
– Как бы не поздно… Ведь чем раньше ребёнок начнёт знакомиться со спектром профессий, тем более осознанным станет его жизненный выбор. Поэтому уроки профориентации с текущего года будут идти полным циклом с 6-го по 11-й класс. Надо не упустить время и успеть реализовать способности наших детей. Как это работает? Уже два года в городе на конкурсной основе разыгрываются гранты, которые позволяют создать в школах, гимназиях инновационные лаборатории. Появились и профильные классы по востребованным высокотехнологичным компетенциям. Здесь обучать детей помогают крупные промышленные предприятия, научные организации. Часто таким образом молодой человек знакомится с потенциальными работодателями, которые заинтересованы в подготовке и приходе перспективного сотрудника.
В профессию – со школы
– Ваш лицей тоже выиграл такой конкурс. Какие лаборатории открыты?
– Биологическая и химического анализа. Там ребята начинают заниматься с 6–7-го, а в биологической со 2-го класса, и эта работа заслуживает пристального внимания. Приобретённые знания помогают и на олимпиадах разного уровня, где наши ученики регулярно участвуют и получают призы. Мы уже два года выпускаем ребят не только с аттестатом, но и сертификатом о первой профессии, а значит, у них есть хорошая возможность наметить ориентиры на будущее. Ведь такие специалисты сегодня очень нужны в фармацевтике, биотехнологии, химической промышленности. Всё вместе помогает решить важную задачу – Петербургу нужны высококвалифицированные кадры, и мы начинаем их готовить уже со школьной скамьи.
– Повышенные требования предъявляются и учителю. По сути, ему приходится соревноваться с интернетом, который «в кармане» у каждого школьника. Как в такой ситуации стать авторитетом, повести класс за собой?
– Учителя сегодня тоже дружат с современными технологиями. У нас, например, вместо привычных досок, где раньше традиционно писали мелом, уже три года цифровые панели. Можно пользоваться и учебными электронными планшетами. Педагог и ученик в нашем лицее, например, работают в режиме доверительного партнёрства, а школа для многих детей и взрослых становится вторым домом. Открывается в 7 утра и затихает не раньше 10 вечера. А в библиотеке гаснет свет, когда охранники начинают обходить помещения и греметь ключами. Открыты 156 групп дополнительного образования, причём несколько коллективов претендуют на звание образцового. В кружках, секциях занимаются свыше 2 тысяч детей. Все – на бюджетной основе.
– Нынешний год – педагога и наставника. Помните ли вы своих учителей?
– Считаю, нельзя разделять педагогику и наставничество, это две половинки одного целого. Первым моим наставником была директор 293-й гимназии, заслуженный учитель России Валентина Александровна Сиротенко. За пять лет она многому меня научила, сформировала как руководителя и отправила в большое плавание. Это произошло 22 года назад. Сейчас в нашем лицее учится уже её внук. Дорожу отношениями, которые сложились в нашем коллективе, где трудятся 272 педагога, и каждый отдаёт работе максимум сил. Мы говорили о влиянии «цифры», интернета, но это только элемент современного сложного мира. Именно учитель знакомит детей с алфавитом и провожает, когда окрепшими они уходят из школы. И этого общения, живого контакта между учениками и наставником никто и никогда не заменит.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.