Споры вокруг личности «царского друга» Григория Распутина не утихают по сей день. В глазах одних он был «старцем» - наставником, другие видели в нем хитрого мошенника, умевшего использовать людские слабости в своих целях. В одном из интервью Эдвард Радзинский признался, что крестьянин села Покровское Тобольской губернии был настоящим «хамелоном».
- Удивительно, что люди не могли его одинаково описать. Одни говорили «у него хлебные зубы», другие, что у него выпали зубы и остались одни черные точки. Одни утверждали, что он огромный, другие – что он приземистый и горбится. И это люди, которые наблюдали Распутина каждый день. Он все время менялся как хамелеон, - отмечал писатель.
Поэтому смерть Григория Ефимовича в декабре 1916 года для одних стала настоящей трагедией и дурным знамением, для других – шанс на лучшие изменения.
Тело старца было обнаружено подо льдом Невы. Заключение судмедэксперта говорило о том, что «царского друга» убивали жестоко: «Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему».
Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.
Великосветские убийцы
В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра II и кузен императора Николая II, Феликс Юсупов, супруг Ирины Романовой, племянницы Николая II, и монархист Владимир Пуришкевич.
О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ту роковую ночь, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.
Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.
Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».
Излечение «содомского греха»
Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем - харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада»:
«Мы иногда подолгу с ним беседовали. Считая меня своим другом, непоколебимо уверовавшим в его божественную миссию, рассчитывая на мое содействие и поддержку во всем, Распутин не находил нужным передо мною скрываться и постепенно открыл мне все свои карты. Он настолько был убежден в силе своего влияния на людей, что не допускал даже мысли о том, что я могу не быть в его власти.
- Знаешь, милый, - сказал он мне однажды, - смышленый больно ты, и говорить с тобой легко, все сразу понимаешь. Захочешь - хоть министром сделаю, только согласись».
Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.
Приманка для старца
Часть историков сходятся во мнении, что во дворец Юсупова Распутина заманили не просто вкусными пирогами. По словам некоторых очевидцев, во дворце в тот вечер были две женщины, одна из которых - знаменитая балерина и актриса Вера Каралли.
В те года Вера Каралли слыла одной из самых желанных красавиц начала XX века. Она блистала в Большом театре, была звездой «Русского балета» Сергея Дягилева. С великим князем Дмитрием Павловичем она познакомилась благодаря своей подруге Нине, бывшей балерине, у которой были любовные отношения с одним из членов царской семьи. В письмах ее приятельница много рассказывала о великом князе, который хотел встретить девушку, которая полюбит его, а не его происхождение. Они начали встречаться, несмотря на то, что Дмитрий Павлович был обручен со своей кузиной.
В 1916 году произошел переломный момент в их отношениях. По мнению ряда историков, великий князь обратился к своей любовнице с необычным предложением. Испытывая к Григорию Распутину неприязнь, граничащую с отвращением, он попросил Каралли помочь осуществить преступный замысел. По одной из версий, Вера должна была быть приманкой для сластолюбивого «старца». Юная особа с томными карими глазами должна была танцевать знаменитый «Танец семи покрывал», в котором под музыку исполнительница сбрасывает с себя одно покрывало за другим. Наблюдая за таким магнетическим зрелищем, Распутин мог съесть отравленную еду.
После убийства
События той ночи сказались на судьбах всех фигурантов дела. В творчестве Веры Каралли наступило затишье: ее перестали приглашать в кино, запретили выступать в театре. Великий князь Дмитрий Павлович и князь Юсупов были арестованы по прямому приказу императрицы Александры Федоровны, но были освобождены после вмешательства Николая II.
Дмитрий Павлович был отправлен в Персию в отряд генерала Баратова. По мнению ряда биографов, эта ссылка спасла ему жизнь, так как вскоре в России разгорелась революция.
С Верой Каралли он смог встретиться позже в Париже, где она выступала с труппой Дягилева. Постепенно их отношения исчерпали себя. Романов уехал в США, где занялся торговлей шампанским. В 1926 году он познакомился с американской Одри Эмери, на которой женился, несмотря на разницу происхождения.
Стоит отметить, что в 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории, появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране – не более чем вымысел.