В Ленобласти маленькое этническое селение, в котором живут представители народности водь, оказалось на пути глобального экономического проекта. Дорогу к будущему гигантскому газоперерабатывающему комплексу провели практически по древнему кладбищу. Конфликт дошел до правительства области.
Дорога вдоль кладбища
Стороны развернувшегося в Кингисеппском районе конфликта находятся в совершенно разных категориях. С одной стороны – горстка жителей малочисленной деревушки, с другой – компания «РусХимАльянс» (РХА), которая строит в районе Усть-Луги крупнейший газоперерабатывающий комплекс (ГПК). Он, как анонсируется, станет одним из самых мощных в мире и самым крупным в Северной Европе по объему переработки природного газа. Комплекс будет включать целый ряд заводов, собственную базу и морской отгрузочный терминал. При этом всего в нескольких километрах от планирующихся объектов находятся Лужицы – последняя в мире деревня, в которой проживают потомки древнего финно-угорского народа водь. Всего, по последним данным, их насчитывалось 64 человека. Здесь же расположен Музей водской культуры и старинное кладбище, заложенное 500 лет назад.
Жители деревни до сих пор не понимают, как так вышло, что именно возле этого кладбища стали прокладывать транспортную развязку к будущему ГПК.
«Лес вырубили практически вплотную к самой последней могиле. Конечно, сама дорога через кладбище не пойдет, но она совсем рядом. Сколько мы просили, чтобы развязку перенесли подальше, но все тщетно. На последней встрече с руководством «РусХимАльянса» нам сказали, что уже ничего изменить нельзя», – рассказала «АиФ» староста деревни Валентина Нестерова.
«Не трогайте нас!»
Теперь, как говорят жители, по деревенской дороге «сплошным потоком» на стройку идут грузовые машины, стоят шум и пыль, река перед погостом завалена ветками и помутнела, на месте деревьев – пеньки. Местные не раз устраивали народные сходы, собирали подписи, писали обращения. «На кладбище страшно, как в фильме ужасов! Стоит рядом с могилами одинокая береза, только ее и оставили», – с горечью констатируют жители Лужиц.
По словам Валентины Нестеровой, население с пониманием относится к строительству ГПК, но против таких варварских методов. Рабочие места, которые обещают после открытия комплекса, местных не прельщают – в деревне живут в основном пенсионеры, которые просят, чтобы их просто не трогали.
«Проектом обеспечено безопасное расстояние строительства дороги от границ кладбища. Вопрос установки защитного экрана со стороны кладбища проработан. Она планируется во II квартале следующего года», – сообщили «АиФ-Петербург» в «РусХимАльянсе». В РХА также отметили, что после завершения строительства подъездной автодороги будет выполнена рекультивация земельных участков, которые были затронуты, включая территорию вокруг кладбища.
«Мы понимаем обеспокоенность населения, ситуацию расцениваем как рабочую и готовы рассмотреть вопрос оказания необходимого содействия в благоустройстве деревни Лужицы совместно с органами местного самоуправления», – резюмировали в компании.
В рабочем режиме (в щебне) новая дорога откроется в первом квартале 2022-го, заасфальтируют ее к концу следующего года. Вырубка леса в соответствии с проектом строительства развязки продолжится до февраля.
В пресс-службе правительства Ленобласти «АиФ» рассказали, что губернатор Александр Дрозденко в курсе ситуации в Лужицах и распорядился провести проверку. Результаты ее пока неизвестны.
От редакции
Сумеют ли бизнесмены и власть учесть интересы небольшого народа при реализации глобального проекта? «АиФ-Петербург» будет следить за ситуацией.