Примерное время чтения: 7 минут
19

Спасительная тележка. Как петербургские инженеры помогают раненым

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Петербург 18/09/2024 Сюжет Время думать о людях
С виду раскладная тележка выглядит примитивно, до невозможного просто.
С виду раскладная тележка выглядит примитивно, до невозможного просто. Из личного архива Олега Иванова.

Эвакуационная тележка Филатова позволяет бойцам СВО частично решить так называемую проблему последней мили. На ней можно вывозить раненых с поля боя без привлечения большого числа бойцов.

Чтобы на руках донести одного пострадавшего, нужно в среднем пять-семь человек. Откуда такая роскошь на передовом крае под огнём противника? Зато тележкой могут пользоваться всего два человека, а это значит, вокруг неё нет толпы, и рисков куда меньше. Первую такую тележку собрали петербургские волонтёры – группа друзей, которые по выходным и в свободные вечера занимаются сборкой и отправкой таких тележек на фронт.

Один из них – Олег Иванов (фамилия изменена. – ред.) – рассказал spb.aif.ru, как создавались первые тележки и как пришла сама идея автору этого устройства военкору Андрею Филатову.

Собирал в кладовке

Олег Иванов собирал первую тележку с друзьями фактически у себя в кладовке, и она сразу же уехала «воевать». Первый опытный образец обошёлся энтузиастам в 170 тысяч рублей. Получившаяся тележка с электрическим приводом очень порадовала всех: весит 35 кг, а увезти на себе может все 140.

Едва на СВО узнали о существовании таких тележек, их стали просить всё больше и больше. Сейчас уже есть механическая и грузовая модификации, однако незаменимыми стали именно электрические.

«В наш канал обратной связи начали писать жёны военных после каждого очередного штурма: женщина знает, где лежит муж, хочет забрать тело. Тела из таких горячих точек вывезти невозможно, любая эвакуационная группа останется там же, – объясняет Олег. – Первая наша тележка как раз и помогла вывезти двоих погибших. Для военных она стала подспорьем, на неё резко вырос спрос. Но у нас совсем не было производства. В итоге военкор Андрей Филатов, которому принадлежит идея, нашёл энтузиаста в Красногорске, который восстанавливает военную технику. Он по чертежам времён Второй мировой войны создал прототип телеги. Только на фронте она очень быстро сломалась. Под весом солдата конструкция просто рассыпалась, и катить её было сложно. Тогда мы подумали об электрификации. К первой версии тележки прикрутить мотор не получилось. И мы сами доработали чертежи, усовершенствовали конструкцию. Поставили колёса от велосипеда и, собственно, сам мотор с аккумулятором».

Первые 10 штук варили в гараже. До февраля прошлого года не было ещё ничего, в середине февраля на фронт уехала первая филатовская тележка. И первая партия – 15 штук – отправилась на помощь бойцам через месяц. При этом никакого финансирования у энтузиастов нет, собирали на основе прямых заказов и донатов, позже нашлись спонсоры.

«Того же конструктора мы нашли через соцсети, специалист из оборонки сделал нам бесплатно чертежи, и мы бесплатно раздаём их теперь всем желающим, кто хочет собирать тележки для фронта. Там у ребят нет транспорта, бойцы всё на себе носят. Если тележки портятся, страдают от налётов, мы высылаем запчасти».

Тыловая история

Со временем на помощь питерцам подключились москвичи. Производители багги взяли чертежи, и совместными усилиями двух гаражей – петербургского и подмосковного – на передовую отправились более тысячи тележек.

«Когда мы только оформили чертежи, нашли производство в Петербурге, где делают ворота, они нам и помогли, – говорит Олег Иванов. – Но, как показывает практика, волонтёрского запала хватает на пять тележек, потом начинаются вопросы. Нужно делать качественно, а как предъявлять претензии исполнителю, если он работает бесплатно? Мы договорились, что будем оплачивать сварочные работы, и вообще любые работы нужно оплачивать. Из этого и сложилась такая стоимость изделия. Подписчики нам купили мощный сварочный аппарат, каким варят корабли, и теперь наши друзья варят тележки в разы быстрее и качественнее.

Действия на передовой разворачиваются плотно, ситуация динамично меняется. Люди гибнут, множество раненых. А здесь – наша тыловая история, когда люди не до конца понимают, зачем помогать, кому и на что собирают деньги. Мы вложили собственные средства. Лазерные детали нам присылают из Череповца, а ремни, которыми привязывают раненых, – шьют женщины в Туле.

Сама идея пришла Андрею на передовой, когда он снимал репортажи, ходил вместе со штурмовиками. Он увидел, что раненого невозможно эвакуировать. Человек должен как-то переночевать на точке, техника подойти не может, люди тоже. Бои плотные, линия фронта может растягиваться на десять километров. Поэтому нужно было придумать какое-то простое и быстрое средство эвакуации. Теперь там помогают воевать наши тележки, а мы смотрим видео, как, к примеру, под Авдеевкой медик загружает раненого и бежит за тележкой. Это очень воодушевляет нас помогать дальше».

По стране другие люди подхватили идею питерских добровольцев и также делают тележки, кто-то делится своими работами, присылает фотографии, но отследить всех, конечно, невозможно. Известно об Омске, Казани и нескольких городах России.

Олег собирал первую тележку с друзьями фактически у себя в кладовке, и она сразу же уехала «воевать».
Олег собирал первую тележку с друзьями фактически у себя в кладовке, и она сразу же уехала «воевать». Фото: Из личного архива Олега Иванова.

Цель – электромобиль

Вся эта инициативная команда состоит из трёх человек – военкора Филатова и двух его друзей-инженеров.

«Проект вырос, своих денег уже не хватает, у друзей тоже деньги закончились, поэтому мы зарегистрировали фонд, который помогает нам финансировать дело, отчитываться перед людьми и соблюдать законы, – продолжает свой рассказ Олег. – Также тележки варят в Выборге, там выпускают по 300 штук в месяц. У них тоже благодаря подписчикам есть хороший сварочный аппарат. Доставка на фронт через волонтёров – это удорожание логистики. Поэтому мы отправляем всё через транспортную компанию. При этом уверены, что они доедут, можно отследить груз.

«Та сторона» охотится за филатовской тележкой, – говорит Олег. – У них есть слабые попытки что-то подобное собрать, но они бестолковые».

Вместе с друзьями Олег собирал электромотоцикл, и сейчас они работают над созданием своего электроавтомобиля для фронта. Существующие модели стоят очень дорого, изготовление байка с электрическим сердцем занимает два месяца. Поэтому питерские инженеры стараются сделать адаптацию. Пока что, признаются они, выходит не совсем удачно. Зачем электрический транспорт нужен в зоне боевых действий? Ту же тележку с электроприводом не видно в тепловом спектре, а горячий мотор мотоцикла или машины – яркая мишень, да и слышно его за пару километров.

С виду эта раскладная тележка выглядит примитивно, до невозможного просто, но как же она выручает людей на поле боя и в тяжёлых условиях окопно-полевого быта! Олег показывает видео, как в боевых условиях врачи оказывают первую помощь раненым, которых тут же увозят на тележках. На них специально для таких случаев приспособлен штатив для капельницы. Получить капельницу на передовой практически нереально, разве что с таким эвакуационным приспособлением. Этими кадрами делятся с ними благодарные военные.

«Тележки по-прежнему очень нужны, бои идут жаркие, а ребята возвращаются из боя и благодарят, присылают видео, и это ценная обратная связь между нами. Особенно их оценили медики».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах