Примерное время чтения: 9 минут
1006

Петербург простился с маэстро. Как проводили дирижёра Юрия Темирканова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и факты - Петербург 08/11/2023

В Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии имени Дмитрия Шостаковича состоялось прощание с Народным артистом СССР, почётным гражданином Санкт-Петербурга Юрием Темиркановым. Известного дирижёра похоронили на кладбище в Комарово.

Попрощаться с Юрием Темиркановым пришли общественные и культурные деятели: губернатор Петербурга Александр Беглов, председатель Законодательного собрания Александр Бельский, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин, глава Кабардино-Балкарской Республики Казбек Коков, а также близкие друзья и коллеги: маэстро дирижёр Владимир Альтшулер, концертмейстер Лев Клычков, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, советский и российский актёр, режиссёр Вениамин Смехов.

Что спрятано за нотами

Губернатор Петербурга Александр Беглов в своей прощальной речи отметил, что великий город и вся страна прощается с выдающимся гражданином:

«Он никогда никому не отказывал, всегда помогал людям. Социальное положение человека, должности для него не имели никакого значения какие-то или социальное положение человека. А ещё он учил мужеству. Полный кавалер ордена „За заслуги перед Отечеством“, Юрий Хатуевич учил, что мужчина не должен предаваться унынию. Он воспитывался на Кавказе, и уважение к старшим прививал всему своему коллективу»

Наряду со своими многочисленными наградами маэстро не раз подчеркивал значимость того, что руководить оркестром Петербургской Филармонии его выбрали сами музыканты. Прежде это решалось «сверху», но музыканты точно понимали, кого хотят видеть за пультом. И больше тридцати лет он был художественным руководителем Филармонии.

Дирижёр Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Владимир Альтшулер вспоминал о моменте знакомства маэстро и оркестра в 1968 году Владимир Абрамович много выступал с маэстро в 60-е и 70-е годы и единственный человек в Филармонии, кто помнит начало блистательной карьеры Юрия Темирканова. Тогда в оркестре было много пожилых людей, и к ним вышел молодой человек. Он расположил к себе музыкантов артистичностью и отзывчивостью. Темирканов дирижировал без палочки, управлял оркестром руками и глазами, и руки его были столь выразительны, что зрители называли их еще одним музыкальным инструментом, которым сам маэстро воздействовал не только на музыкантов, но и на публику.

Юрий Хатуевич в интервью нередко говорил: «Я, например, музыку не понимаю. Вот если бы сказали: „чувствовать музыку“, это другое дело! Музыка есть ощущение, настроение, ее нужно постепенно глотать, как воздух». Он настаивал на том, что музыка начинается там, где кончаются слова, и учил музыкантов своего оркестра «играть то, что спрятано за нотами».

Александр Беглов на церемонии прощания с маэстро
Александр Беглов на церемонии прощания с маэстро Фото: АиФ/ Жанна Данилова

Кабардинский петербуржец

Юрий Темирканов каждый год навещал родных на малой родине. Жену и мать маэстро схоронил, о чём скорбел многие годы и не любил этого обсуждать. Несколько лет назад Юрий Хатуевич потерял сына Владимира и старшего брата Бориса, который был главным дирижером симфонического оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии. В Кабардино-Балкарии сейчас живут его брат и сестра.

Своим домом он считал и Петербург. Здесь его называли кабардинским петербуржцем. Об этом вспоминает глава Кабардино-Балкарской Республики Казбек Коков:

«Он был настоящий гражданин нашей страны. Его творчеству не было границ. Юрий Хатуевич дарил искусство всему миру. И он является для нас, жителей Кабардино-Балкарии, ярким примером того, как нужно любить Родину и относиться к любимому делу. Наша республика понесла тяжёлые утрату, как и вся наша страна. Мы гордимся своим земляком. Он всегда говорил: „Для меня Родиной стал и мой родной город Ленинград“. Он посвятил этому городу всю свою жизнь».

Фото: АиФ/ Жанна Данилова

«Это про меня!»

Юрий Темирканов выступал с ведущими оркестрами Европы, включая Берлинский филармонический, Венский филармонический, Дрезденскую государственную капеллу, Лондонский филармонический, Лондонский симфонический, оркестр «Филармония», Королевский оркестр Концертгебау, оркестры Академии Санта-Чечилия в Риме, театра Ла Скала в Милане и другие.

После дебюта с лондонским Королевским филармоническим оркестром в 1977 году Юрий Темирканов в 1979-м стал главным приглашенным дирижером этого коллектива, а в 1992–1998 годах занимал пост главного дирижера. Он являлся также главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра (1992–1997) и Национального оркестра Датского радио (1998–2008). Юрий Темирканов регулярно выступает в США, где сотрудничал с ведущими оркестрами Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Чикаго, Кливленда, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса. С 2000-го по 2006 год он возглавлял Балтиморский симфонический оркестр, до 2009 года был главным приглашенным дирижером Большого театра, в 2010–2012 годах — музыкальным директором Театро Реджио в Парме.

"Мы работники соседних жанров по сцене. Я не могу говорить от всех и нахожусь сейчас во власти воспоминаний, — поделился на церемонии прощания его близкий друг Вениамин Смехов. — Андрюша Миронов с удивлением говорил: «Великий музыкант, имя которого с восторгом произносят лучшие в мире музыки, соседствует с нами как весёлый, равный член Всероссийского театрального общества. В нём уживались два человека. В одном — много улыбки, добродушия. Это солнечный человек бескрайнего юмора и жизнелюбия. Другой — жёсткий никому ничего не прощающий в музыке, в оркестре. Счастлив вспоминать, как он пригласил нас в Италию, где Саша Князев солировал в оркестре. Счастьем было шутить вместе с ним, счастьем было утверждать нашу, артистов, зависимость от главного события в Божьем мире — музыке. Великая роль Темирканова на этом высшем этаже Божьего мира известна всём. Я только как сосед по сцене, как говорил он сам, могу вспомнить его любовь к Окуджаве. И когда Булат сказал: «Не придаешь себе особого значения, но знаешь себе цену». На что Юрий сказал радостно: «Это про меня».

Фото: Телеграм - канал Мурата Кумпилова

Ушла эпоха

Директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев отметил, что Мариинский театр согрет именем Юрия Темирканова. Он был гениальным артистом, и его уход —невосполнимая утрата для мира культуры. Обращаясь к самому маэстро Валерий Абисалович, сказал:

«Благодаря вам музыкальный Ленинград и Петербург более разнообразно, свежо, активно обогатил палитру, творческую картинку всего мира. Оркестр филармонии сверкал блеском своего звучания в Америке, Европе, Азии... Уверен, что сотни тысяч артистов, музыкантов, певцов сегодня думают о вас с огромной благодарностью. Огромное влияние оказали вы на меня и на тогда ещё молодых и никому неизвестных музыкантов».

После победы начинающего музыканта Валерия Гергиева на конкурсе Караяна Юрий Темирканов сразу же пригласил его в Кировский театр. Вечером 5 ноября на исторической сцене Мариинского театра состоялся бесплатный концерт, посвященный памяти Юрия Темирканова. Прозвучала последняя симфония Чайковского — Шестая «Патетическая». За дирижерским пультом Симфонического оркестра Мариинского театра — Валерий Гергиев.

На гражданской панихиде в зрительном зале Филармонии чувствовалось, как скорбят люди, пожилым становилось дурно, кто-то тихо плакал. Церемонию прощания посетили около тысячи петербуржцев, а также гости из Москвы и Нальчика. Незадолго до панихиды из подземки от метро торопливым шагом спешил парень с двумя белыми розами, прихваченными чёрной лентой. Безошибочно угадывалось, куда спешит молодой человек дождливым воскресным утром — проститься с маэстро и целой эпохой.

Фото: АиФ/ Жанна Данилова
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах