22 ноября исполняется 80 лет со дня открытия легендарной Дороги жизни. Тогда, в 1941-м, по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. Обратно они увозили обессиленных жителей. Это был единственный путь, позволивший поддерживать связь осажденного города с Большой землей.
С ноября 1941-го до весны 1943-го по Дороге жизни – по льду и летом на баржах – было доставлено свыше полутора миллионов тонн грузов, включая продовольствие, эвакуированы 1,3 млн человек.
Передавали личные документы
В Петербурге, Ленинградской области бережно сохраняется память о тех героических днях. Многое делается для людей, переживших страшное время. Тем непонятнее история, которая произошла с народным музеем «Дорога жизни» в поселке Коккорево Всеволожского района. Сегодня он оказался на грани разрушения.
После войны ветераны, служившие на Дороге жизни, их дети, местное население передавали сюда личные документы, фотографии, дневники, оружие, найденное в местах боев. Сейчас эти экспонаты находятся в неподобающих условиях, а часть и вовсе утрачена. Как такое могло произойти?
Музей в Коккореве был открыт в 1974 году. Для экспозиции выбрали здание, где находился штаб Военно-автомобильной дороги (ВАД № 101). Именно отсюда шла координация потоков машин по узкой колее через Ладожское озеро, принимали грузы, отправляли людей за пределы осадного кольца. Как все происходило – детально показали сами участники событий. В музее хранится диорама, где подробно изображена логистика движения по ледовым участкам. Специалисты утверждают, что это единственный объект такого рода, сохранившийся после разгрома Музея обороны и блокады Ленинграда в 1949 году в связи с «Ленинградским делом».
«Копии фото, диорамы, карты… Все, что делали своими руками люди, которые участвовали в защите Дороги жизни. В этом основная ценность», – заметил руководитель музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» Юрий Щеглов.
В списках не значится
Правда, уникальность почему-то пошла вразрез с бережным отношением, хранением экспонатов. Здание музея – 1937 года постройки. Ранее здесь находилась школа. После войны ее ученики, педагоги создали класс боевой славы, который впоследствии станет основой экспозиции. В 1973-м учебное учреждение закрыли, а помещения распоряжением местных властей передали Всеволожскому районному обществу охотников и рыболовов. Кто принял такое «мудрое» решение, установить уже сложно, однако факт остается фактом. Охотники расположились в одной половине дома, а во второй – 52-метровой комнате – разместили экспонаты. Дальше – больше.Фото: Скриншот
С 1990-го площадка стала филиалом Государственного музея обороны и блокады Ленинграда. Однако в 2011-м при внесении изменений данные о филиале в Коккореве в устав организации почему-то не внесли. Еще раньше, в августе 1992-го, дом приватизировали. Он стал собственностью и на учете в Росреестре с марта 2012-го был отмечен как охотничья база. А это значит, что помощь от государственных организаций расценивалась бы как нецелевое использование бюджетных средств.
«Ни на одном этапе оформления не было упоминания, что это объект культурного наследия, – рассказывает руководитель общества Сергей Звонков. – Висела только табличка».
Узнал о статусе в 2018-м, когда получил письмо из Всеволожской администрации. Оказалось, что годом раньше Минкульт включил здание в реестр культурного наследия. Потом приехала проверка из областного комитета по культуре. Говорят, у вас нарушения, нужен ремонт. Я спросил, на какие деньги? Взносов-то у нас всего ничего».
Никто не отвечает?
Тревогу забили потомки ветеранов, служивших на Ледовой дороге. Они написали письмо Владимиру Путину. «Сегодня никто не отвечает за бесценные экспонаты уникального народного музея, – говорилось в обращении к президенту России, под которым стоят 56 подписей. – Одна из двух комнат музея приспособлена под спальню обслуживающего персонала базы, экспонаты из нее вынесены и складированы в неотапливаемом помещении с диорамой».
Заинтересовались состоянием народного музея, где за 84 года не было капитального ремонта, и в Следственном комитете России. Его глава «поручил руководству СУ СК по Ленобласти тщательным образом продолжить расследование уголовного дела, установить обстоятельства возможной утраты экспонатов, которые были собраны усилиями граждан», – заявила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко. А в минувшие выходные Александр Бастрыкин лично приехал в Коккорево.
«Не так много у нас в стране народных музеев, созданных ветеранами и местными жителями, наполненных не бездушными стендами, а подлинными экспонатами, хранящими память о ленинградской блокаде, – подчеркнул глава СК России. При отсутствии таких учреждений молодые люди начинают забывать историю своей страны. Мы сделаем все для того, чтобы музей «Дорога жизни» жил и работал».
Как памятник стал частной собственностью?
Председатель общества «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова:
«Музей «Дорога жизни» в Коккореве – наша боль. Сегодня здание находится в плачевном состоянии. Почему так произошло – выясняют следователи, прокуратура, заведено уголовное дело. К сожалению, дом и участок местные власти передали обществу охотников, а те в 90-х его приватизировали. Уже тогда мы не раз поднимали вопрос, а на каком основании памятник истории стал частной собственностью? Налицо нарушение федерального закона. Но нас не услышали.
Считаю, что и сейчас вопрос приватизации, использования земли, где сложили головы солдаты и ополченцы, установлены монументы, до конца не решен. Так, по-прежнему фирмы добывают песок на Синявинских высотах, где шли тяжелые бои. В Тосненском районе недавно пресекли строительство на костях – коммерсант вел работы на месте массового захоронения. В том же Коккореве ограничен доступ к памятнику 101-й батареи – он окружен частными землями. А ведь именно благодаря мужеству ее бойцов немцам не удалось замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда.
Хочу ответить и тем, кто спрашивает: «А кто будет ходить в небольшой музей, расположенный в деревне, насколько он востребован?» Но до приватизации такой проблемы не было. Постоянно приезжали ветераны, школьники, проводились экскурсии. Ведь там есть 24-метровая диорама, очень интересные исторические материалы. И не вина музея, что в сложившихся обстоятельствах его активность заметно снизилась.
Сегодня в нашей организации мы стоим за то, чтобы все музеи Дороги жизни, работая каждый в своем направлении, стали единым целым. Потому что на данный момент они «разбросаны» и принадлежат разным ведомствам. И давно ведем речь о подготовке единого туристического маршрута, однако пока все ограничивается словами».
Народный и искренний
Владимир Цой – заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по сохранению культурного наследия:
«Музей «Дорога жизни» в Коккореве будет возрожден. Мы планируем там разместить музейную экспозицию, которая будет состоять как минимум из двух частей. Первая – это сохранение того народного музея, который был создан руками ветеранов Великой Отечественной войны. Он был непрофессиональным, и в этом его ценность. Мы постараемся в исторической части, там, где ранее размещалась экспозиция, этот дух народного, но очень искреннего музея сохранить. Это и есть ключевая часть экспозиции. И, разумеется, само здание, которое помнит годы войны. На дополнительных площадях, которые раньше не входили в музей, а были закреплены за обществом охотников и рыболовов, мы развернем современную экспозицию. Кроме того, в ближайшее время специалисты встретятся с потомками создателей народного музея, чтобы представить им концепцию обновленного музея. Новая экспозиция дополнит и расширит историю прорыва блокады Ленинграда и тем самым завершит формирование в Ленобласти музейного пространственного кластера, посвященного истории Дороги жизни. Планируется, что к 9 мая 2022 года обновленный музей сможет распахнуть свои двери для всех желающих».
Благодарен шоферу полуторки
Александр Городницкий, бард, ученый. По его инициативе в 2020-м установлен Памятный знак «Неизвестному водителю» Дороги жизни:
«В 1942-м меня, 7-летнего, вместе с мамой и группой детей вывезли по льду Ладожского озера. Ехали ранним утром, чтобы не привлекать внимание немецкой авиации и артиллерии. Одна из шедших впереди полуторок ушла под лед, и это место был оцеплено. Но мы благополучно добрались до берега и через несколько дней в товарном вагоне уехали в Омск.
На уровне подкорки я всю жизнь помнил об этом шофере, который сегодня позволил мне разменять уже девятый десяток. Написал стихотворение, а затем родилась идея установить памятник всем водителям Дороги жизни, спасшим более миллиона ленинградцев. Он полностью изготовлен на народные средства. Пожертвования приходили со всей России. Присылали от 30 рублей до серьезных сумм. В сложное коронавирусное время люди не замкнулись в себе, а проявились с наилучшей стороны. Поэтому ошибаются те, кто считает, что хватит говорить о войне, что музеи, памятники не нужны. Вы бы знали, какие потрясающие письма прислали нам дети погибших водителей. Мы не имеем права забывать историю, и я уверен, что музей «Дорога жизни» будет жить».