Примерное время чтения: 6 минут
8

«Небесный купол». Кто придумал надёжное средство для спасения лётчиков?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Петербург 18/09/2024 Сюжет Знай наших!
Парашюты стали обязательными для всех лётчиков с 1929-го.
Парашюты стали обязательными для всех лётчиков с 1929-го. www.globallookpress.com

Актёр, изобретатель, а в прошлом скромный налоговый инспектор, Глеб Котельников вошёл в историю как создатель «небесного купола». Его ранцевый парашют помог выжить лётчикам, которые до этого изобретения отдавали жизни ради испытания самолётов.

Свидетель первой авиационной катастрофы в России Глеб Котельников в тот роковой день не думал о том, как далеко шагнёт отечественное парашютостроение благодаря его конструкторским идеям. Творец по натуре и талантливый изобретатель, находясь под впечатлением от гибели лётчика, хотел лишь одного – скорее придумать верное средство спасения для последующих авиаторов.

«Русский Котельников»

В начале XX века пилоты использовали «спасательные купола» в виде длинных сложенных «зонтов». Они закреплялись на самолёте и применялись редко из-за своей ненадёжности и сложной конструкции. Не помог такой купол и жертве первой авиакатастрофы Льву Мациевичу.

24 сентября 1910 года Глеб Котельников наблюдал за показательными полётами знаменитого лётчика, морского офицера Льва Мациевича на Всероссийском празднике воздухоплавания, который проходил на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге. Во время последнего залёта он поднялся максимально высоко. Однако уже через восемь минут после взлёта его Farman IV не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич разбился, упав с высоты около 400 метров. Глеб Котельников, наблюдавший за произошедшим, был глубоко потрясён. Спустя два года этот актёр с душой изобретателя представил миру опытный образец ранцевого парашюта, который спас жизни не одному поколению пилотов. А ведь в эти годы над изобретением такого парашюта безуспешно трудились учёные Европы и Америки.

Глеб Котельников с присущим ему увлечением в своей домашней мастерской принялся изучать законы падения тел, их ускорения, сопротивление воздуха. Теперь ему как никогда пригодились математические знания, полученные в военном училище. После ряда попыток в ноябре 1910 года изобретатель построил первую в мире модель ранцевого авиационного парашюта универсального действия.

Крышка ранца откидывалась особыми пружинами. Внутренняя полка на сильных пружинах выбрасывала парашют из ранца, как только открывался простой и надёжный затвор. Купол кроился из плотного шёлка в форме плоского круга из 24 клиньев. Впервые в практике парашютостроения Котельников разделил стропы парашюта на две группы. Это дало возможность лётчику при падении с парашютом выполнять скольжение и развороты в любом направлении. Кроме того, для быстрого наполнения купола он предусмотрел прокладку под кромку парашюта тонкого стального троса сечением в один миллиметр. Именно эта схема легла в основу всех дальнейших модификаций.

Автор дал название своему изобретению «РК-1» – русский Котельникова. Сначала изобретение испытывали при помощи автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дёрнул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения даже заставила заглохнуть двигатель.

Вредная вещь?

После ряда таких пробных испытаний 1 июля 1912 года в Воздухоплавательном парке около деревни Салюзи под Гатчиной прошли настоящие испытания. Пятипудовый (более 80 килограммов) манекен с парашютом сбросили с аэростата, поднятого на 200 метров. Несколько десятков приземлений прошло со стопроцентным успехом. Об этом написали корреспонденты петербургских и зарубежных газет. Но изобретение Котельникова в России использовать отказались из-за резолюции великого князя Александра Михайловича. Он написал, что парашюты «вещь вредная», поскольку с их помощью лётчики, вместо того чтобы «выполнять долг перед Родиной», будут катапультироваться из аэропланов при первой же возможности.

Опытные образцы русского парашюта представили на нескольких французских конкурсах, и в правительстве Франции разрешили испытать разработку на живом человеке. Первый такой прыжок с моста через Сену совершил русский спортсмен Владимир Оссовский 5 января 1913 года. Следом усовершенствованные модели «РК-1» стали изготавливать по всей Европе. А вот для российских лётчиков в то время, наоборот, закупали французские парашюты Жюкмеса, которые крепились к пилоту только в одном месте и были существенно опаснее, чем «РК-1».

Всё изменила Первая мировая война. Пилоты лёгких аэропланов по-прежнему предпочитали летать без парашютов, но экипажи тяжёлых бомбардировщиков Сикорского их носили всегда. Так началось промышленное изготовление парашютов «РК-1». Чиновники из военного министерства и лётный состав ещё долго с недоверием относились к новинке. Парашют Котельникова ждал своего звёздного часа целое десятилетие и стал популярным только в начале 1920-х годов.

Подсмотрел в женском гардеробе

Любопытно, что в 1902 году Котельников изобрёл укупорочную машину для винокуренных заводов. Создатель парашюта вырос в семье профессора механики и высшей математики Евгения Котельникова. Мальчик с артистическими задатками, прекрасным музыкальным образованием с детства увлекался техникой, а в 13 лет самостоятельно собрал работающую фотокамеру. При этом из готовых деталей у подростка был лишь подержанный объектив, остальное он смастерил из подручных материалов.

Позднее перед юным Глебом стоял сложный выбор жизненного пути: юноше следовало определиться – консерватория или технологический институт. Выбор за него сделало семейное несчастье. После внезапной смерти отца Глеб Котельников поступает в Киевское юнкерское пехотное училище, считавшееся по тем временам второразрядным. Глеб Евгеньевич отслужил в армии положенные три года, после отставки женился на дочери художника Волкова и десять лет прослужил акцизным чиновником, или налоговым инспектором.

Глеб Котельников ушёл в отставку в чине коллежского асессора и вместе с женой вернулся в Санкт-Петербург. Детское увлечение театром всё же сделает его профессиональным актёром в тридцать восемь лет. Он играл под псевдонимом Глебов-Котельников в составе труппы театра при императорском Народном доме, который находился в ведении Попечительства о народной трезвости. По одной из версий, именно в театре он нашёл отгадку на самый сложный вопрос в своём изобретении. Пробные полёты проходили неудачно, Котельников не мог сообразить, какой материал нужен для парашюта. И он увидел однажды, как женщина в зрительном зале достаёт из маленькой сумочки большую шёлковую шаль. Эврика! Сложенный парашют из шёлка занимал мало места, был прочным и легко разворачивался из сложенного состояния.

Котельников несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъёмность. Он значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, в том числе «РК-2» с полумягким ранцем, «РК-3» и ряд грузовых парашютов, которые были приняты на вооружение советскими ВВС. К 1924 году он изготовил «РК-4» с куполом диаметром 12 метров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 кг. В 1926 году Глеб Евгеньевич передал все свои изобретения государству. Дальнейшим усовершенствованием его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро.

Парашюты стали обязательными для всех лётчиков с 1929-го, а год спустя в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Глеб Котельников продолжил своё новаторство и выступил с рядом конструкторских предложений в вопросах механизации сельского хозяйства. Меньше чем за два года он подал 12 заявок на изобретения и на девять из них получил авторские свидетельства.

Великая Отечественная война застала Котельникова в родном Ленинграде. Его зрение сильно ослабло, но конструктор активно участвовал в работе постов противовоздушной обороны, мужественно переносил все лишения блокады. В конце 1941 года его в тяжёлом состоянии эвакуировали в Москву, где он продолжал свою изобретательскую и творческую деятельность вплоть до самой смерти в 1944 году.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах