Из Петербурга в Антарктиду отправилась научная экспедиция, цель которой – «пробить» вечную мерзлоту и извлечь древний лед возрастом 1 миллион лет и больше. Срок – до середины февраля 2023-го – пока на шестом континенте лето.
Самый дорогой в мире
«Дело в том, что ледниковый покров Антарктиды – уникальный ресурс информации, способной рассказать, каким был климат на планете много лет назад, – говорит заведующий лабораторией отдела географии полярных стран ААНИИ Владимир Липенков. – Если его изучить, можно проследить изменения температуры, степень запыленности Земли, историю вулканизма. Также это единственный источник данных о газовом составе атмосферы в далеком прошлом. Зная все эти сведения, реально создать модели прогнозов и предсказать будущие изменения погодных явлений».
Но почему специалистам так нужен лед именно в миллион лет и старше?
«Большой интерес к этому периоду связан с тем, что как раз в это время произошла перестройка климата, – продолжает Владимир Липенков. – В результате глобальные подвижки в окружающей среде стали случаться не 40, а 100 тысяч лет назад. В этой системе мы сейчас и живем».
Ранее петербургские ученые уже приступали к решению этой задачи. Им удалось пробурить скважину и получить образцы льда, образованного сначала 400, а потом 600 тысяч лет назад. Как шутят исследователи, это самый дорогой лед в мире.
Работа – круглосуточно
В новом сезоне стоит более амбициозная цель – с глубины свыше 3500 метров поднять керны «на миллион». Причем лед, как делают акцент исследователи, должен быть непрерывным и не перемешанным, с первозданной структурой. Для этого необходимо найти место, где он миллионы лет оставался спокойным и не «двигался». Если все получится, это будет настоящая сенсация. Ну а пока полярники настраиваются на сложную работу. Ведь сначала экспедиции еще нужно добраться в глубину Антарктиды до российской станции «Восток», где находится скважина. Акклиматизироваться, так как станция расположена на высоте 3500 метров, а значит, в воздухе мало кислорода. И как можно скорее приступать к выполнению программы.
«Бурение будет идти круглосуточно и продлится около 35 дней, – рассказал начальник бурового отряда ААНИИ, шесть раз зимовавший на станции Алексей Туркеев. – За это время надо все сделать по максимуму. По прошлому опыту за один рейс в 5–6 часов поднимали ледяной цилиндр в 1,8 метра. В таком темпе, очевидно, станем двигаться и сейчас. Затем, когда керн будет извлечен, мы законсервируем скважину для дальнейшего изучения».
При этом один из острых вопросов, как не загрязнить нетронутую природу Антарктиды. Ситуация серьезная, так как при бурении используется заливочная жидкость, состоящая из керосина с фрионом.
«Не одни мы задействуем эти смеси, – объясняет Владимир Липенков. – Американцы применяют настолько агрессивный состав, что сами работают в респираторах. Проблема есть, но весь процесс под контролем. Кроме того, современные технологии предусматривают осушение скважины, то есть жидкость будет подниматься обратно на поверхность».
Острая конкуренция
Обостряется и международная конкуренция. Сегодня не только Россия стремится добыть образцы древнего льда. Аналогичные программы есть у Китая, Австралии, Японии. Больше всего продвинулся европейский консорциум, куда входит 12 научных организаций из 10 европейских стран. Они уже получили финансирование и вскоре начнут глубокое бурение. Однако, как утверждают петербургские ученые, наш проект имеет преимущества.
«Они бурят там, где только теоретически предсказано наличие такого древнего льда, – отметил В. Липенков. – У нас это подтверждено экспериментально. Поэтому мы имеем более высокие шансы получить керн и связанные с ним уникальные данные».
Мнение эксперта: «Закрепить лидерские позиции»
Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров:
«Исследования древнего льда Антарктиды имеют большое значение для мировой науки. Изучив его состав, мы может сделать выводы о роли углеродного цикла и парниковых газов в глобальных климатических изменениях. Это происходит как по естественным причинам, так и под воздействием хозяйственной деятельности человека, поэтому климатическая повестка сегодня очень актуальна. Также мы модернизируем станцию «Восток», куда уже доставлено около 500 тонн грузов. Строится и новый зимовочный комплекс, где полярникам будут созданы комфортные и безопасные условия для работы и отдыха. Все это поможет получить научные результаты мирового значения и закрепить лидерские позиции России в Антарктике».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.