Примерное время чтения: 12 минут
23479

От танка до подводной лодки. 10 изобретений Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи сделал много важных открытий и изобретений
Леонардо да Винчи сделал много важных открытий и изобретений / Яна Хватова / АиФ

570 лет назад, 15 апреля, в Италии родился гений. Знаменитый художник, мыслитель, изобретатель,  Леонардо да Винчи представляет собой пример исторической личности, превращенной массовым сознанием в образ «мага от науки». Он был гениальным художником и непревзойденным инженером-механиком, но вовсе не самым образованным человеком своего времени. Сейчас многие воспринимают Леонардо, как изобретателя «всего на свете», в одиночку заложившего фундамент современного инженерного знания. Понятно, что такое ощущение возникает, если рассматривать его открытия вне контекста других инженеров эпохи Возрождения, его современников и предшественников. Однако (что есть – то есть) – Леонардо сделал ряд прекрасных открытий и изобретений, многими из которых мы пользуемся в настоящее время. SPB.AIF.RU рассказывает о самых известных из них.

Витрувианский человек

Начнем со знаменитого Витрувианского человека – изображение вписанного в окружность мужчины для книги трудов архитектора Витрувия. Рисунок демонстрировал идеальные пропорции человека и стал настоящим открытием для XV столетия. Принципы Витрувианского человека применялись в живописи и архитектуре, а в современном мире знаменитое изображение стало символом внутренней симметрии и даже Вселенной в целом. 

Механизм

Зубчатое колесо, шестеренку, придумал еще Архимед в III веке до н.э. Леонардо да Винчи усовершенствовал это изобретение: он взял шестеренки, добавил к ним несколько штырей, дисков и цилиндров и получил настоящий механизм. Чтобы шестеренки начали двигаться, нужно было крутить рукоятку. По такому же принципу современные люди заводят свои механические часы.

Да Винчи соединил шестеренки, получив механизм
Да Винчи соединил шестеренки, получив механизм Фото: АиФ/ Яна Хватова

Автомобиль

Сначала да Винчи придумал самоходную телегу (на фото слева), которая могла ехать прямо и поворачивать. К корпусу были приделаны три колеса. Чтобы привести в движение задние колеса, нужно было вручную крутить специальные рукоятки. Благодаря пружинам энергия приводила в движение и переднее колесо, к которому был прикреплен руль. Такая конструкция использовалась исключительно для увеселения королевского двора. Позже да Винчи изобрел телегу с ручным приводом (на фото справа). Здесь уже было четыре колеса. Чтобы телега поехала, нужно было крутить лишь одну рукоять: механизм, соединенный с осью телеги, приводил в движение сразу все колеса. На подобном транспорте уже можно было перевозить людей. Именно эти изобретения и стали прототипом автомобиля – конструкция привода современных машин устроена по такому же принципу.

Ученый создал два прототипа автомобиля
Ученый создал два прототипа автомобиля Фото: АиФ/ Яна Хватова

Снаряжение для подводного плавания

Водолазный костюм, дыхательный аппарат для подводного плавания, спасательный круг и ласты – все это изобретения великого ученого. Водолазный костюм был сшит из водонепроницаемой кожи. Отверстие для рта с помощью трубок крепилось к дыхательному аппарату. Трубки делались из тростника и помещались в металлические спирали для защиты от давления. Забор воздуха регулировался клапаном, а сам дыхательный аппарат выглядел как плотный полый мешок: он плавал на поверхности воды. Правда, такое устройство не позволяло находиться под водой длительное время: воздуха хватало примерно на 30 минут.

Средневековый водолаз мог находиться под водой в течение получаса
Средневековый водолаз мог находиться под водой в течение получаса Фото: АиФ/ Яна Хватова

Танк

Да Винчи спроектировал одну из самых больших боевых машин в истории – танк. Бронированная машина изобретателя была вооружена пушками со всех сторон. За направлением движения танка должен был следить солдат, находящийся в смотровой вышке конструкции. Остальные члены экипажа, состоявшего из восьми человек, непрерывно крутили рукоятки, чтобы привести в движение колеса танка. Чтобы заставить двигаться бронированную машину, приходилось потратить немало усилий – а ведь нужно было еще успевать заряжать пушки и стрелять! Впоследствии танк был усовершенствован, а концепцию бронированного вагона, созданного да Винчи, впервые использовали в Первой мировой войне.

Солдаты приводили танк в движение с помощью собственной силы
Солдаты приводили бы танк в движение с помощью собственной силы Фото: АиФ/ Яна Хватова

Прожектор

Первый прожектор был также изобретен да Винчи. Ученый сделал ящик, внутри которого находилась горящая свеча, а в одну из стенок вмонтирована большая стеклянная линза. С помощью этой нехитрой конструкции можно было освещать довольно большие помещения. Изначально Леонардо да Винчи создавал прожектор для нужд театра, теперь же это приспособление широко используется в разных сферах – от киноиндустрии до военной техники.

Благодаря такому прожектору можно осветить просторное помещение
Благодаря такому прожектору можно осветить просторное помещение Фото: АиФ/ Яна Хватова

Комната зеркал

В средневековье смертность от разных болезней была гораздо выше, чем в настоящее время. Зачастую люди не знали о своих недугах или обращались к врачу слишком поздно. Тогда Леонардо да Винчи сконструировал комнату зеркал – восьмиугольный «шкаф» с большими зеркалами во все стены. Подобная конструкция создавала бесконечное количество отражений. Зайдя в такую комнату и увидев тысячи своих отражений, человек мог легко осмотреть себя со всех сторон и заметить симптомы болезней – язвы, раны, шишки и ушибы. Сейчас такой комнатой можно воспользоваться скорее в развлекательных, чем в медицинских целях.

В зеркальной комнате человек смотрел на бесконечное количество своих отражений
В зеркальной комнате человек смотрел на бесконечное количество своих отражений. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Подводная лодка

Да Винчи изобрел и первую подводную лодку. Согласно его чертежам, она представляла собой корпус с заостренной башей и рубкой, где мог находиться только один человек. Большее количество людей не требовалось: дело в том, что ученый создавал подводную лодку исключительно с целью потопления вражеских кораблей. Моряк на подводной лодке должен был незаметно подкрасться в порту к судну противника, прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с грузом бросить на морское дно. Когда корабль двигался с места, из-за груза дощатая обшивка отрывалась, и судно тонуло.

Подводная лодка была создана для потопления вражеских кораблей.
Подводная лодка была создана для потопления вражеских кораблей. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Вертолет

Первый вертолет представлял собой площадку, к которой были прикреплены обтянутые льняной тканью винты. Четыре человека, стоявшие на платформе, толкали рычаги, тем самым раскручивая винты, и аппарат должен был взлететь. К сожалению, из-за законов физики воздушный винт так и не смог подняться в небо, но эту конструкцию использовали для создания современно вертолета.

Воздушный винт стал прототипом вертолета.
Воздушный винт стал прототипом вертолета. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Гигрометр

Конструкция, похожая на весы – прибор для измерения уровня влажности в атмосфере. Гигрометр действовал просто: на одну чашу весов клали вату, а на другую – воск. Если влажность была высокой, вата впитывала влагу из воздуха и становилась тяжелее воска. Если стрелка весов оставалась в вертикальном положении, значит, воздух сухой. Таким образом, с помощью прибора можно было безошибочно предсказывать дождь и его силу. В настоящее время метеослужбы используют электронные гигрометры, но в некоторых метеорологических будках специалисты до сих пор работают с механическим устройством, как в чертеже да Винчи.

Некоторые специалисты до сих пор измеряют влажность воздуха с помощью такого гигрометра.
Некоторые специалисты до сих пор измеряют влажность воздуха с помощью такого гигрометра. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Дельтаплан

Да Винчи сконструировал несколько летательных аппаратов. Среди них был и дельтаплан – своеобразное крыло, которым человек мог управлять за счет изменения положения своего тела в воздухе. За дельтаплан можно было держаться с помощью прикрепленных к нему веревок. К сожалению, дельтаплан да Винчи не смог взмыть в небо. Гениальный ученый забыл сделать лишь одну вещь – приделать к конструкции хвост.

Дельтаплан да Винчи не поднялся в воздух из-за отсутствия хвоста.
Дельтаплан да Винчи не поднялся в воздух из-за отсутствия хвоста. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах