«Никто не забыт и ничто не забыто». Эти слова Ольги Берггольц ещё раз подтвердились во время недавнего открытия памятной доски журналистам, которые погибли при защите Ленинграда в годы блокады. Её установили на Аллее памяти Пискарёвского мемориального кладбища.
Отдаём долг
«Мы сегодня отдаём долг нашим коллегам, погибшим во время Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, при защите нашего города, – подчеркнул на торжественной церемонии председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих. – Это именно долг, потому что на Пискарёвском мемориале давно увековечена память об архитекторах, сотрудниках Эрмитажа и «Водоканала», водителях трамваев, но знака, посвящённого журналистам, до последнего времени не было. Сегодня мы восполняем этот пробел. Журналисты работали не только в кольце блокады, но и воевали на Ленинградском, Волховском фронтах, защищали Балтику. Наш памятный знак посвящён их памяти. Тем, кто лежит здесь, на Пискарёвском кладбище, и тем, чьё место захоронения до сих пор не установлено, а таких немало».
Памятная доска изготовлена из уральского гранита, на ней выбиты слова: «Светлой памяти журналистов, погибших при защите Ленинграда в годы блокады». Чёрные буквы на светлом фоне – своего рода отсылка к газетным полосам военных лет.
«Во время Великой Отечественной, по разным оценкам, на фронтах работали свыше 9 тысяч военных корреспондентов, погиб каждый шестой – около полутора тысяч человек. Более 100 человек – в Ленинграде. На Невском пятачке пал смертью храбрых редактор милицейской многотиражки «Пост революции» лейтенант милиции Александр Буланов, – рассказал сопредседатель Санкт-Петербургской региональной коллегии большого жюри Союза журналистов России Юрий Светов. – В Ленинграде журналисты не только писали, снимали, но и обеспечивали работу радио и газет. Сегодня им всем мы отдаём дань памяти». По словам Ю. Светова, в нашем городе до сих пор есть забытые адреса, связанные с блокадной журналистикой. Например, дом на Социалистической улице, 14, где во время осады находилось Ленинградское отделение ТАСС. Там работали журналисты и приписанные к агентству художники, создатели плакатов «Окна ТАСС», однако до сих пор это место так и не отмечено.
Задача – отстоять город
Церемония на Пискарёвском стала поводом ещё раз вспомнить о роли журналистики в годы блокады. В войну перед фронтом и средствами массовой информации ставилась общая боевая задача – отстоять город. И они её полностью выполнили. Газеты, журналы стали связующим звеном между армией и осаждённым городом, причём их выходило даже больше, чем в мирное время. Недаром многие журналисты тех лет сравнивали своё перо – со штыком.
Напомним, в годы войны в нашем городе печатались десятки газет и журналов, в их числе «Ленинградская правда», «Смена», «На страже Родины», «Ленинград», «Звезда», «Блокнот агитатора», «Пропаганда и агитация», «Фронтовой дорожник»… Выходил даже детский журнал «Костёр», а в самые трудные месяцы, когда не хватало бумаги и не работали типографии, текст звучал по радио.
Самой популярной была «Ленинградская правда». В военное время она издавалась тиражом 300 тысяч (!) экземпляров (до войны 420 тыс. экз. – ред.). Решение не останавливать выпуск сотрудники газеты приняли уже в первый день Великой Отечественной. В воскресенье 22 июня 1941 года они все вышли на работу и поддержали твёрдую решимость ленинградцев защищать свой город. В июле 1941-го газета опубликовала серию материалов, как правильно вести себя в бою, овладеть навыками штыковой атаки. А в сентябре темой номер один стала светомаскировка и нормы продуктов, продовольственные карточки.
С наступлением зимы иссякли запасы топлива, замёрзли водопровод и канализация. Начались перебои с электроэнергией. Из-за недостатка бумаги газета «похудела» и вместо четырёх стала выходить на двух страницах. Печаталась она в типографии им. Володарского, которая тоже не останавливалась всю блокаду.
«Лишь однажды, 25 января 1942 года, уже полностью свёрстанный и набранный номер «Ленинградской правды» не увидел свет – не было электроэнергии, и печатные станки замерли, – обратился к событиям прошлого писатель, сценарист, автор фильмов о блокаде Анатолий Аграфенин. – Однако после этого ЧП типографии приравняли к особо важным стратегическим объектам, наравне с оборонными предприятиями и хлебозаводами. Больше сбои не повторялись».
Выходила и газета «Смена» (тираж – 40 тыс. экз.), однако из-за дефицита электроэнергии и бумаги её выпуск приостановили на два месяца. Но журналисты не растерялись и начали делать устные выпуски, которые транслировались по радио. Не отставали и детские издания, ведь в городе находилось до 400 тысяч детей. «Говорит Ленинград! Слушайте радиожурнал «Костёр» для пионеров и школьников!» – звучало в промёрзших квартирах и на улицах каждый четверг, в три часа дня. Готовила передачи молодая писательница Наталья Теребинская. К микрофону она приглашала артистов, участников боёв, тимуровцев, юных рабочих и девушек из противовоздушной обороны.
«Её труд и сама жизнь были подвигом, – уверен главный редактор «Костра» Николай Харлампиев. – Благодаря этой светлой и героической женщине «Костёр» в самые страшные годы оставался рядом со своими читателями, даря им веру и надежду».
Нередко печатная пресса заменяла и неработающую тогда почту.
«В 1943-м «Ленправда» напечатала письмо бойца-артиллериста Чистова, – говорит председатель Архивного комитета Петербурга Пётр Тищенко. – Боец сетовал, что его товарищи получают письма от любимых, а ему никто не пишет. Через газету сержант обратился к девушкам с просьбой прислать весточку. Не прошло и нескольких дней, как ему стали приносить сотни писем со всей страны. Сегодня они хранятся в Центральном архиве историко-политических документов».
«Главное, чтоб в номер!»
На Невском проспекте, 2, размещалась ещё одна боевая газета «На страже Родины». В феврале 1942-го был пик голода, и все её сотрудники находились на грани истощения.
«Помог Ленсовет. Редакции выделили 30 кг мёрзлой конины и 2 мешка жмыха. Это был праздник, удача, – перелистывает пожелтевшие страницы главный редактор Сергей Мартынкевич. – Также в редакции имелись машины, но они стояли, так как бензин и топливо достать было почти невозможно. Поэтому журналисты, чтобы выполнить задания, добирались на передний край, в Автово, Рыбацкое, пешком. Им надо было на месте собрать информацию, пообщаться с людьми, а потом идти обратно. Газету ждали, поэтому чтобы успеть, часто писали на коленке и передавали любым способом. Отсюда родилась легендарная фраза: «Жив ты или помер, главное, что в номер».
Настоящей «нитью жизни» стало в блокадном городе и радио. Чтобы как можно больше людей оперативно получали важные сведения, уже в первые месяцы войны на домах установили 1500 громкоговорителей. Именно из таких рупоров жители отрезанного от всей страны города узнавали новости с фронта, сводки Совинформбюро. Возле них постоянно собирались толпы ленинградцев и обсуждали услышанное, радуясь победам и переживая неудачи.
«Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны», – говорила диктор, поэт Ольга Берггольц. Также самоотверженно трудились все журналисты. Постоянно выходили в блокадный эфир Мария Петрова, Всеволод Вишневский, Лазарь Маграчёв, Нина Фёдорова, Мария Юдина, Моисей Блюмберг, Матвей Фролов и другие герои. Слово, звук стали их оружием. При этом для себя скидок на трудности никто не делал. В феврале 1942-го от истощения и перегрузок из строя вышли все дикторы и чтецы. Тогда к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссёр радиокомитета К. Миронов. Они вели передачи с утра до позднего вечера. Читали тексты при свете самодельных свечей, но голос радио звучал ежедневно. Сохранились сотни писем, где подтверждается, что ленинградцам живое слово было нужно не меньше хлеба, воды и тепла.
Прорыв был сделан и в жанре репортажа. Журналисты вели прямые включения по проводам с передовой линии фронта, из окопов, борта крейсера, подводной лодки и зенитной батареи, промёрзших цехов, госпиталей и театров. Впервые в отечественных СМИ использовали и репортажный автобус с аппаратурой, позволяющей фиксировать звуки на плёнку. Именно так с крыши Дома радио записали вой бомбёжек и обстрелов. Даже сегодня слушать страшно… А 27 января 1944 года была сделана самая долгожданная запись – победного салюта. Город выстоял, преодолел тяжелейшие испытания, и в этом большая заслуга всех журналистов, работавших в блокаду.