Недавно на новом участке Лахтинско-Правобережной линии прошёл первый поезд, сообщили в «Метрострое Северной столицы». Технический состав, состоящий из двух мотовозов и двух платформ, успешно преодолел участок от станции «Спасская» до готовящейся к открытию станции «Театральная» и доставил метростроителям оборудование и материалы.
С периферии до периферии через центр
В Санкт-Петербурге продолжается реализация программы развития метрополитена. Так, в 2024 году по плану Метростроя должны открыться 3 новые станции: «Юго-Западная» и «Путиловская» - на коричневой ветке, а также «Горный институт» - на оранжевой.
Кроме того, в 1-м полугодии нынешнего года планируют завершить государственную экспертизу на участке Красносельско-Калининской линии (от «Путиловской» до «Каретной» станции) и на участке Невско-Василеостровской линии (от «Беговой» до «Каменки»).
В северной столице метро остаётся наиболее быстрым и комфортным средством передвижения. Сейчас его пропускная способность составляет около 400 тыс. пассажиров в час.
Как рассказал директор Центра исследований «Умного города» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Константин Трофименко, существующая сеть метро способствует формированию гипертрофированных центростремительных потоков пассажиров.
«Для потоков «периферия-периферия» центр используется как пересадочный контур. Если бы была система перераспределения, как Большая кольцевая линия в Москве, можно было бы сделать прямые связи между периферией. Тем самым удалось бы разгрузить улицы и наземный транспорт в центральной части города», – пояснил эксперт.
Согласно новому Генеральному плану Петербурга, до 2050 в городе планируют построить новые станции метро и дополнительные вестибюли. Всего в нём указано 100 объектов, из которых 28 должны ввести в эксплуатацию до 2030 года. К 2040 году рассчитывают проложить 148 км линий метрополитена.
Вагоны с разводными мостами
Второй год курсируют по маршрутам высокотехнологичные метропоезда нового поколения «Балтиец». Их выпускают на Октябрьском электровагоноремонтном заводе при участии компании «Метровагонмаш» - оба предприятия входят в «Трансмашхолдинг» (ТМХ).
Основной задачей производителя было создание технологически современных вагонов, в которых пассажирам комфортно и безопасно. Салон стал более просторным, возросло количество мест – теперь в поезд вмещаются одновременно до 1,5 тыс. человек. Увеличилась и ширина дверей, благодаря чему посадка/высадка ускорилась.
На LSD-экранах размещается информация о движении состава и остановках. А в головных вагонах есть места для маломобильных пассажиров.
«Каждое новое поколение поездов адаптируется к современным техническим требованиям. Самое главное, что они адаптируются к качеству самой перевозки, – говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. – Должны быть более комфортные кресла».
Петербуржцы не раз отмечали запоминающийся дизайн подвижного состава, который олицетворяет северную столицу. На паттерне, интегрированном в интерьер вагонов, а также на обивке сидений изображены разводные мосты, ставшие главным символом города. Светильники и дизайнерские элементы на полу визуально отсылают к силуэту знаменитых мостов.
Кстати, на международном железнодорожном салоне техники и технологий PRO//Движение.Экспо, который состоялся в августе 2023 года, представили дизайнерскую ливрею нового поезда, созданную к 320-летию Петербурга. На вагонах запечатлели историю строительства города и корабли, идущие по Неве.
Сделано у нас
Сегодня в Санкт-Петербурге создают техническую и материальную базу, которая позволит производителям полностью перейти на использование российских комплектующих. Выпуск поездов не только базируется на российских производственных мощностях. Комплектующие для них практически полностью импортозамещены. Степень локализации составляет 95-96%.
Генеральный директор компании «ТМХ Городской транспорт» Дарья Марку рассказала, что часть компонентов для производства вагонов метро ранее закупалась за рубежом. Тормозное оборудование, дверные системы, микроэлектроника – всё это поставлялось из недружественных стран. Сейчас тормозное оборудование производится в России, дверные системы – в Санкт-Петербурге. Все ключевые системы безопасности и управления поезда отечественного производства. Осталась небольшая доля компонентов, которые по-прежнему заказывают, но теперь – в дружественных государствах.
«За последние 2 года пройден большой путь в части импортонезависимости, - считает Павел Иванкин. – Наши инженеры нашли достойные технические решения. Какая-то доля импорта остаётся, но она невысока. В зависимости от модели поездов она колеблется в пределах 7-10% в общем объёме».
Наше метростроение, как отмечает эксперт, всегда развивалось на отечественных технологиях. Это касалось автоматического регулирования скорости и других систем безопасности. В 2010-х начали использовать зарубежные технологии – в основном в области систем управления и автоматики.
ТМХ вместе с метрополитеном Санкт-Петербурга планирует интегрировать функции
беспилотности и автоведения поездов в транспортную инфраструктуру. Движение в этом направлении идёт большими темпами. Так, в современных подвижных составах питерского метро такая система уже установлена и всегда активирована функция беспилотного управления. Машинист работает скорее как оператор, который запускает движение, следит за тем, чтобы оно шло по расписанию, а также контролирует высадку и посадку пассажиров на станциях.