Примерное время чтения: 5 минут
797

Свои вагоны. Метро Петербурга держит курс на импортонезависимость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Петербург 10/04/2024

Недавно на новом участке Лахтинско-Правобережной линии прошёл первый поезд, сообщили в «Метрострое Северной столицы». Технический состав, состоящий из двух мотовозов и двух платформ, успешно преодолел участок от станции «Спасская» до готовящейся к открытию станции «Театральная» и доставил метростроителям оборудование и материалы.  

С периферии до периферии через центр 

В Санкт-Петербурге продолжается реализация программы развития метрополитена. Так, в 2024 году по плану Метростроя должны открыться 3 новые станции: «Юго-Западная» и «Путиловская» - на коричневой ветке, а также «Горный институт» - на оранжевой.  

Кроме того, в 1-м полугодии нынешнего года планируют завершить государственную экспертизу на участке Красносельско-Калининской линии (от «Путиловской» до «Каретной» станции) и на участке Невско-Василеостровской линии (от «Беговой» до «Каменки»). 

В северной столице метро остаётся наиболее быстрым и комфортным средством передвижения. Сейчас его пропускная способность составляет около 400 тыс. пассажиров в час.  

Как рассказал директор Центра исследований «Умного города» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Константин Трофименко, существующая сеть метро способствует формированию гипертрофированных центростремительных потоков пассажиров.  

«Для потоков «периферия-периферия» центр используется как пересадочный контур. Если бы была система перераспределения, как Большая кольцевая линия в Москве, можно было бы сделать прямые связи между периферией. Тем самым удалось бы разгрузить улицы и наземный транспорт в центральной части города», – пояснил эксперт. 

Согласно новому Генеральному плану Петербурга, до 2050 в городе планируют построить новые станции метро и дополнительные вестибюли. Всего в нём указано 100 объектов, из которых 28 должны ввести в эксплуатацию до 2030 года. К 2040 году рассчитывают проложить 148 км линий метрополитена. 

Фото: АО Трансмашхолдинг

Вагоны с разводными мостами 

Второй год курсируют по маршрутам высокотехнологичные метропоезда нового поколения «Балтиец». Их выпускают на Октябрьском электровагоноремонтном заводе при участии компании «Метровагонмаш» - оба предприятия входят в «Трансмашхолдинг» (ТМХ). 

Основной задачей производителя было создание технологически современных вагонов, в которых пассажирам комфортно и безопасно. Салон стал более просторным, возросло количество мест – теперь в поезд вмещаются одновременно до 1,5 тыс. человек. Увеличилась и ширина дверей, благодаря чему посадка/высадка ускорилась.  

На LSD-экранах размещается информация о движении состава и остановках. А в головных вагонах есть места для маломобильных пассажиров.  

«Каждое новое поколение поездов адаптируется к современным техническим требованиям. Самое главное, что они адаптируются к качеству самой перевозки, – говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. – Должны быть более комфортные кресла».  

Петербуржцы не раз отмечали запоминающийся дизайн подвижного состава, который олицетворяет северную столицу. На паттерне, интегрированном в интерьер вагонов, а также на обивке сидений изображены разводные мосты, ставшие главным символом города. Светильники и дизайнерские элементы на полу визуально отсылают к силуэту знаменитых мостов.  

Кстати, на международном железнодорожном салоне техники и технологий PRO//Движение.Экспо, который состоялся в августе 2023 года, представили дизайнерскую ливрею нового поезда, созданную к 320-летию Петербурга. На вагонах запечатлели историю строительства города и корабли, идущие по Неве. 

Сделано у нас 

Сегодня в Санкт-Петербурге создают техническую и материальную базу, которая позволит производителям полностью перейти на использование российских комплектующих.  Выпуск поездов не только базируется на российских производственных мощностях. Комплектующие для них практически полностью импортозамещены. Степень локализации составляет 95-96%.  

Генеральный директор компании «ТМХ Городской транспорт» Дарья Марку рассказала, что часть компонентов для производства вагонов метро ранее закупалась за рубежом. Тормозное оборудование, дверные системы, микроэлектроника – всё это поставлялось из недружественных стран. Сейчас тормозное оборудование производится в России, дверные системы – в Санкт-Петербурге. Все ключевые системы безопасности и управления поезда отечественного производства. Осталась небольшая доля компонентов, которые по-прежнему заказывают, но теперь – в дружественных государствах. 

«За последние 2 года пройден большой путь в части импортонезависимости, - считает Павел Иванкин. – Наши инженеры нашли достойные технические решения. Какая-то доля импорта остаётся, но она невысока. В зависимости от модели поездов она колеблется в пределах 7-10% в общем объёме».  

Наше метростроение, как отмечает эксперт, всегда развивалось на отечественных технологиях. Это касалось автоматического регулирования скорости и других систем безопасности. В 2010-х начали использовать зарубежные технологии – в основном в области систем управления и автоматики. 

ТМХ вместе с метрополитеном Санкт-Петербурга планирует интегрировать функции 
беспилотности и автоведения поездов в транспортную инфраструктуру. Движение в этом направлении идёт большими темпами. Так, в современных подвижных составах питерского метро такая система уже установлена и всегда активирована функция беспилотного управления. Машинист работает скорее как оператор, который запускает движение, следит за тем, чтобы оно шло по расписанию, а также контролирует высадку и посадку пассажиров на станциях. 

КСТАТИ
К 2031 году метро Петербурга получит 950 современных вагонов модели «Балтиец». Столь масштабное обновление парка не только обеспечит высокий уровень комфорта пассажирам, но также станет толчком для развития экономики города, так как активизирует работу промышленных предприятий. А это в свою очередь повлечёт за собой увеличение количества рабочих мест. В течение нынешнего года для метрополитена запланирована поставка 80 вагонов.
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах