Петербургские таксисты собирают подписи под обращением в Госдуму РФ с просьбой пересмотреть готовящийся закон о локализации такси.
Если его примут в нынешнем виде, то уже с осени условия работы таксопарков изменятся – возрастут расходы, а следовательно, увеличатся и тарифы для пользователей. Часть таксистов может вновь уйти в «теневой» сектор. Сторонники законопроекта, напротив, уверены, что после его принятия безопасность поездок вырастет, кроме того, отечественный автопром получит новый импульс для роста. В ситуации разбирался spb.aif.ru.
Коснётся каждого второго
Согласно данным комитета по транспорту Санкт-Петербурга, услуги такси в Северной столице оказывают около 2 тысяч перевозчиков (в том числе ИП и самозанятые) и с десяток служб заказа легкового такси. Всего в городе зарегистрировано свыше 50 тысяч автомобилей, которые легально перевозят пассажиров. А по данным социсследований, более половины жителей Петербурга не менее двух раз в месяц прибегают к услугам такси – при этом каждый четвёртый петербуржец признался, что за минувший год ощутил «существенное подорожание» поездок. Судя по всему, рост расходов на такси продолжится, и связано это не только с общей инфляцией и подорожанием ГСМ.
В Госдуме рассматривается новый законопроект, согласно которому все используемые для перевозок автомобили должны быть «локализованы» в России. Для подсчёта степени локализации (то есть выпуска компонентов на российских автозаводах) используется сложная система баллов. И специалисты уже подсчитали, что на данный момент под соответствующие требования подходят только четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura. То есть никакие другие марки и модели таксопарки приобретать не смогут. Сами таксисты уверены – по опыту эти машины преимущественно ориентированы на «бытовое использование» и не адаптированы под интенсивную эксплуатацию в такси.
«По отраслевым данным, годовые расходы на внеплановый ремонт одного автомобиля марки Lada превышают 70 тыс. рублей», – говорится в открытом обращении, которое представители отрасли готовят к отправке в Госдуму.
Реальные условия
Сейчас под этим письмом к законодателям свои подписи поставили более 200 петербургских таксистов. Собирают автографы и в других регионах. По мнению участников рынка, подобные меры могут привести к значительному росту цен на поездки (цифры называют разные – от 25% до 50%), снижению доступности услуги, а также к массовому уходу водителей в «серую» зону – вне официальных платформ и без должного контроля качества и безопасности перевозок.
«Мы не против регулирования отрасли, но документ должен учитывать реальные условия, в которых работают водители и таксопарки, – отметил представитель профсоюза «Новый труд» Алексей Громов. – В текущем виде законопроект грозит разрушением системы, которая хоть как-то стабилизировалась после пандемии и экономических шоков последних лет».
Особенно обеспокоены перспективами мелкие и средние таксопарки. Многие из них не смогут выполнить требования по техническому обеспечению и юридическому оформлению, что приведёт к их уходу с рынка.
Ради безопасности?
Сторонники законопроекта в свою очередь уверены, что принятие документа, напротив, приведёт к повышению безопасности перевозок – в ситуации, когда на рынке появилось огромное количество новых, прежде всего китайских марок автомобилей, про качество которых ничего не известно, а также даст дополнительный стимул к развитию отечественного автопрома. Кроме того, это должно заставить иностранных производителей активнее вкладываться в создание сборочных производств на территории России. Таксистов же успокаивают тем, что закон обратной силы не имеет, то есть все автомобили, которые сейчас легально зарегистрированы как такси, могут использоваться в этом качестве и далее, независимо от их происхождения. Предусмотрен и более длительный период для адаптации участников рынка – изначально изменения хотели ввести уже с 1 октября, но сейчас, возможно, сроки сдвинут на 1 марта следующего года.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в свою очередь предлагает ещё более длительный срок – не ранее 1 сентября 2026 года, кроме того, параллельно усовершенствовать систему господдержки закупок автомобилей и дать регионам право вносить в рамочный документ свои поправки.
На данный момент противники законопроекта добиваются не его полной отмены, а широкого обсуждения и доработки, с учётом «опасений» представителей отрасли.
Мнение эксперта
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев:
«Формально логика законопроекта состоит в поддержке внутренних производителей и созданию мотивации для иностранных компаний производить в России авто. Кроме того, решается задача и поддержание спроса на отечественные автомобили в условиях общего спада рынка в начале текущего года (большие скидки предоставляются на иномарки, и, соответственно, российская продукция проигрывает). Но, как мне кажется, интерес иностранных компаний к открытию производств в России такими мерами не поднять, и очевидно, что активность зарубежного бизнеса повысится лишь при окончании конфликта. А кризис на авторынке связан прежде всего с высокой учётной ставкой Центробанка и недоступностью автокредитов. А возможно, всё ещё проще – просто кто-то активно лоббирует интересы АвтоВАЗа. Решается бизнес-задача, однако экономическая целесообразность таких «мер поддержки» сомнительна».