Несколько массовых случаев пищевых отравлений произошло в Петербурге за последние месяцы. Последний - буквально на прошлой неделе: 40 работников крупного продуктового гипермаркета «Лента» после обеда в корпоративной столовой в тяжелом состоянии попали в инфекционную больницу. Всего же на недомогания пожаловались 100 человек, посетивших этот общепит.
Кто контролирует деятельность служб доставки готовых блюд в Петербурге? Насколько безопасна продукция «домашнего» производства? Какими последствиями чреваты подобные отравления? На эти вопросы «АиФ» ответили эксперты.
В суд идти некогда? Зря!
Работу злополучной столовой Роспотребнадзор временно приостановил, а во время проверки обнаружил множество нарушений. Так, на кухне не соблюдался температурный режим и сроки хранения продуктов, мясо не имело обязательной маркировки, производственный инвентарь и оборудование использовались не по назначению, а повара и другие сотрудники общепита не имели медицинских книжек. Ко всему прочему более 200 килограммов подозрительных продуктов сняли с реализации.
Одна из работниц служебной столовой «Ленты», попросившая не называть ее имени, рассказала, что некоторые коллеги жаловались на недомогания еще до того злополучного обеда. Однако руководству сообщать не стали - решили, что это несерьезно.
Меж тем еще и месяца не прошло с отравления сотрудников «Леруа Мерлен» и «Петровича». Обе компании заказывали еду у одного и того же поставщика. Их сотрудники практически одновременно слегли с острой кишечной инфекцией. У одного человека обнаружили сальмонеллез.
Не так давно готовые салаты из супермаркета сыграли злую шутку с петербурженкой Анастасией Гореловой. Ей казалось удобным покупать такую еду - экономия времени и денег. В итоге девушка пополнила печальную статистику, попав в больницу с ротавирусом. Добиться хоть какой-нибудь компенсации от магазина, продавшего испорченное блюдо, ей не удалось. А в суд Анастасия решила не обращаться - судебные тяжбы занимают массу времени. И таких историй - десятки, если не сотни.
«Людям просто некогда отстаивать свои права. Этим и пользуются предприниматели, - подчеркивает юрист Ксения Ваева. - В итоге всякий раз, когда происходят вспышки инфекции, в местах отравлений людей обнаруживается масса вопиющих нарушений. Возникает справедливый вопрос - почему эти нарушения обнаруживаются после того, как люди слегли на больничные койки? К сожалению, у нас слишком сырые законы, а еще - мягкие наказания, которых владельцы точек общепита совсем не боятся. Им дешевле выплатить штраф, чем купить качественные продукты».
«Самое сложное в случае отравления - наказать виновных и получить компенсацию за лечение и моральный ущерб, - вторит коллеге юрист Руслан Мирзеханов. - Выздоровев, многие из нас решают не тратить время на судебные тяжбы. А зря. Практика показывает, что добиться справедливости в таких ситуациях можно в большинстве случаев. Главное, действовать уверенно и правильно».
Повара-иностранцы
По словам заместителя начальника отдела эпидемиологического надзора управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Ирины Катаевой, заболеваемость острыми кишечными инфекциями через пищу остаётся на уровне прошлого года - к врачам обратились свыше 200 заболевших.
«Назвать опасными какие-то отдельные группы продуктов нельзя, - комментирует чиновница. - Угрозу для здоровья может представлять любая пищевая продукция, изготовленная в отсутствии необходимых условий для ее производства, хранения и реализации».
Основные причины пищевых отравлений и острых кишечных инфекций (ОКИ), как объясняют санитарные врачи, заключаются в несоблюдении правил личной гигиены, нарушении технологии приготовления блюд, температурных режимов и условий их транспортировки и хранения.
Инфекционист Сергей Дамбинов видит причину и в том, что во многих кафе и ресторанах на кухне работают люди разных национальностей, а культура приготовления блюд в каждой стране разная.
«Люди с другой бытовой культурой, приехавшие в Петербург на заработки, вряд ли изучают СанПины, - уверяет он. - К их привычной небрежности добавляется экономия руководителей на качественных продуктах. В результате мы и получаем вспышки пищевых инфекций».
Пора менять СанПины
Ресторатор Александр Затуливетров говорит, что проверяются точки общепита только после того, как что-то случается.
«До этого особо проверок нет, их ничтожно мало, уровень контроля сведен на нет. Проверять технологию процесса, отслеживать технологические карты уже неактуально, это прошлый век. Нужно контролировать качество готовой продукции - то, чем люди действительно травятся, - говорит собеседник. - Об этом уже говорят три года на разных уровнях, есть новые проекты СанПина, нормативных документов, в Москве существует так называемая «Белая книга», разработанная министерством по промышленности. Она как раз призвана поменять отношение контролирующих органов к производственным процессам».
К доставке готовых блюд Александр относится очень осторожно: «Если мы копнем глубже и посмотрим, как в этих службах доставки готовится та же пицца, аппетит испортится, а желание заказывать неизвестно откуда готовые роллы, может пропасть навсегда. Привлекательная цена точно должна настораживать. Не могут дешево стоить суши с хорошей рыбой».
Не экспериментируйте
По словам инфекциониста больницы им. Боткина Марии Вашуковов, при инфекционных недугах важно вовремя обратиться за помощью к докторам, а затем строго соблюдать назначения врача.
«Не нужно заниматься самолечением или сомневаться в лечении, которое вам прописали. Тогда никаких последствий для здоровья не будет. Будь то сальмонеллез или другая инфекция. Что касается профилактики инфекций, то здесь ничем не удивлю. Главные рекомендации знают все: обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи - даже перекусом, пить только бутилированную воду, а есть только в проверенных местах. Эксперименты над собой ставить не нужно».
Что делать, если почувствовали себя не так
1. Вызывайте скорую при первых же признаках отравления. Расскажите доктору о ваших подозрениях. Сохраните выписной эпикриз (а потом и выписку из истории болезни). Эти документы будут основанием вашей жалобы и иска в суд.
2. Постарайтесь выработать у себя привычку хотя бы какое-то время сохранять все полученные чеки. Если чек на продукт, который вызывал подозрения, все же утерян - не отчаивайтесь: на товарах есть штрих-коды, которые подтвердят принадлежность товара торговой точке. В залах установлены камеры слежения, благодаря которым можно установить, что, как и кем приобретались. Кроме того, если оплата производилась банковской картой, в качестве доказательства можно также использовать выписку с нее.
3. Если остатки продукта отравления сохранились, не выбрасывайте их. Они пригодятся для органов санитарного надзора. Сдайте товар в Санэпидемстанцию на экспертизу, результаты которой также будут впоследствии использованы вами.
4. Собрав все документы и доказательства, готовьте жалобу на учреждение, виновное в вашем отравлении (кафе, ресторан, магазин и т. п.). В претензии отразите все обстоятельства, а также свои требования. К ним относятся возврат суммы покупки, оплата лечения, моральный ущерб. Для ответа на вашу жалобу у учреждения по закону будет 30 дней. Направляйте ее по почте с уведомлением о вручении.
5. Если спустя 30 дней реакции на обращение не последовало, можно обращаться с исковым заявлением в суд по ст. 18 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Не стоит беспокоиться, что, согласно этому пошаговому плану, от момента отравления до подачи заявления в суд пройдет слишком много времени: срок исковой давности по таким спорам составляет 3 года.