289

Умникоины за пятерки. В России запустили криптовалюту для школьников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Петербург 17/11/2021

По данным опроса РАНХиГС, 75% российских школьников не имеют мотивации к учебе. Для решения этой проблемы шестиклассники из Петербурга и других регионов придумали криптовалюту, которую можно получить за пятерки. К проекту уже подключились десятки тысяч детей, но готовы ли к этому взрослые?

С оценками – в магазин

Первую школьную криптовалюту – умникоины – разработала команда молодых учителей, учеников и их родителей. В конце октября они презентовали свой проект в Общественной палате РФ на Конкурсе инноваций в образовании-2021 и вышли в финал. На сегодняшний день к программе подключились уже порядка 18 тысяч школьников, хотя ее пока еще даже не пытались вывести в массы.

Проект «Школьная криптовалюта» был представлен в Общественной палате РФ на Конкурсе инноваций в образовании-2021 и вышел в финал.
Проект «Школьная криптовалюта» был представлен в Общественной палате РФ на Конкурсе инноваций в образовании-2021 и вышел в финал. Фото: Николай Пронев

Суть проекта в том, что учащиеся обменивают свои оценки на умникоины в одноименном приложении или чат-боте сообщества «Школьное пространство». Накопленную криптовалюту дети могут потратить в благотворительном магазине на товары спонсоров, поддерживающих проект. Пока это компьютерные гаджеты: клавиатуры, наушники, мышки, есть наклейки, комиксы, стикеры, подписка на аудиокниги, но авторы пытаются расширить ассортимент. Кроме того, школьную крипту можно обменять на репетиторские часы от учителей – участников проекта, а также пожертвовать на благотворительность: например, на помощь бездомным животным (реальные деньги приютам при этом переводят компании-спонсоры).

Конвертация оценок проходит по курсу – 10 умникоинов за пятерку, за остальные оценки – только одна единица школьной криптовалюты. Это сделано специально, чтобы школьники стремились к наилучшему результату. Каждую неделю в проекте меняется учебный предмет, за пятерки по которому можно получить еще больше умникоинов: так появляются «неделя биологии», «неделя математики» и так далее. Кроме того, школьники могут конвертировать в новую валюту творческие поделки, рисунки, хорошие результаты, полученные на внеурочных занятиях, секциях или кружках. Обмануть бот-конвертатор не удастся: все полученные оценки сверяются с электронным журналом, а если такой возможности нет, разработчики оставляют за собой право связаться с выставившим отметку учителем.

Фото: АиФ/ Из личного архива Николая Пронева

«Мы уже видим положительный результат: даже у тех ребят, которые раньше учились на тройки, значительно увеличилось число отличных оценок. Школьники, которые и так учились на пятерки, стали стремиться получать дополнительные оценки на уроках. При этом нельзя забывать, что в нашей стране много детей из малообеспеченных семей, каждый пятый школьник находится за чертой бедности, и среди них редко встретишь отличников, потому что они не имеют должной мотивации для того, чтобы хотя бы чуть-чуть приложить усилий. При этом с каждым годом у нас растет уровень детской преступности, это связано с тем, что такие дети не могут позволить себе иметь то, что есть у их сверстников, честным способом. И мы хотим дать им хоть какую-то альтернативу: получить какие-то ценные вещи своими стараниями, своей учебой», – говорит один из основателей проекта, учитель русского языка и литературы Николай Пронев.

Ради знаний – и только?

Реальных денег в проекте нет. Умникоины нельзя купить, продать, передать другу, а товары в благотворительном магазине проекта – приобрести за рубли. Даже доставка вещей, которые дети получили за школьную криптовалюту, производится за счет спонсоров. Но все равно термин «криптовалюта», произнесенный применительно к школьникам, настораживает большинство учителей, родителей, чиновников, да и в принципе любых взрослых. Авторы проекта признаются, что аргументом против в основном выступает мнение о том, что дети должны учиться не ради наград, а исключительно для себя.

«Инициатива интересная, но маловероятно, что школы ее подхватят. Все-таки большинство наших образовательных учреждений еще очень ригидные, слабо подвержены изменениям, такие новые вещи их пугают, настораживают. Да и проект нуждается в апробации, потому что вопросов по нему пока больше, чем ответов. Например, непонятно, в чем конкретно заключается личностный рост учеников-участников, как долго они будут замотивированы школьной криптовалютой, не надоест ли им хорошо учиться, когда произойдет пресыщение этой игрой. Ведь мотивация – сложная вещь, особенно в отношении современных детей. Постоянно приходится придумывать что-то новое, чтобы поддерживать их образовательный интерес. А привить ребенку любовь к учебе для себя – это целая технология», – рассказал «АиФ» директор Санкт-Петербургской школы имени А. М. Горчакова Александр Кузьмин.

Оценки конвертируются в криптовалюту в специальном приложении. Фото: Николай Пронев
Оценки конвертируются в криптовалюту в специальном приложении. Фото: Николай Пронев

С проблемой мотивации школьников согласен и психолог Александр Ярошевский. «В идеальном мире ребёнок должен учиться ради получения знаний и только, вот только чаще всего большого стремления к этому нет. Поэтому часто родители прибегают к дополнительным стимулам: например, платить деньги за хорошие отметки. И картинка получается неплохой: успеваемость растёт, школьник получает денежное вознаграждение, все довольны. Но цель ребенка – не знания, а награда за «4» и «5». Так неверно выстраивается мотивация на дальнейшую учебу, когда встает серьезный вопрос о профессии. В примере со школьной криптовалютой – та же неверная мотивация. Дети будут учиться не ради знаний, а ради крипты», - отметил эксперт.

Представители сфер образования также высказывают сомнения, не переключатся ли школьники впоследствии на другую, не столь безопасную криптовалюту. Другое слабое место в том, что соревновательные элементы могут сказаться на самооценке некоторых детей, которые в силу разных причин просто не смогут заработать умникоины. «Мы хотим, чтобы школа отвечала современным вызовам и готовила детей к жестокой реальности – соревновательность, конкуренция, капиталистические отношения и конвертация достижений в валюту? Или мы хотим, чтобы школа стала тем гуманистическим центром, который готовит людей с мировоззренческим базисом, которые могли бы эту реальность изменить», – задается вопросами руководитель отдела персональных наставников образовательной платформы «ИнтернетУрок» Денис Хныкин.

Среди опрошенных «АиФ» экспертов нашлись и те, кто увидел в школьной криптовалюте реальный инструмент для создания дополнительной мотивации к обучению. По мнению эксперта ОГЭ и ЕГЭ, преподавателя онлайн-школы «Коалиция» Александра Мельникова, это более весомый вещественный инструмент поощрения, нежели оценки: «Некоторые скажут, что здесь ничего хорошего нет, но не будем забывать, что мы работаем с прогрессирующими детьми, у которых интересы отличаются от школьников, которые были лет 10 назад».

В целом же большинство экспертов сходятся во мнении, что самое важное в мотивации школьников – это учитель. Только он может заинтересовать ребенка своим предметом так, что никакие дополнительные поощрения не понадобятся.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5


Самое интересное в регионах