137

Воспитать полноценную личность. Национальные проекты – это вклад в будущее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 18/11/2020 Сюжет Национальные проекты: Петербург-2020
 Школа начинается с учителя.
Школа начинается с учителя. pixabay.com

Национальный проект «Образование» - один из самых масштабных и значимых в государстве. Суть программы - обеспечить конкурентоспособность российского образования и воспитать в каждом ребенке гармонично развитую и социально ответственную личность.

7 региональных проектов

Всего в Петербурге в рамках национального реализуются проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность».

За первый год (в 2019 году) работы в проекте уже появились 6 центров цифрового образования «Инфинити», в 18 школах создано 450 высокооснащенных мест за счет обновления материально-технической базы профильных учебных предметов, 121,6 тыс. учеников стали участниками открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», 40 тысяч работников получили дополнительное профессиональное образование по актуальным вопросам современного образования.

В 2020 году будут созданы: центр цифрового образования «IT-куб» и детский технопарк «Кванториум» в Калининском районе, три центра цифрового образования «Инфинити», а также Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).

ЦОПП обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем международным стандартам WorldSkills. Центр реализует программу профессионального обучения для петербуржцев, экономическое положение которых пострадало из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции. До конца года он подготовит более 3000 человек по 48 профессиям, востребованным на рынке труда сегодня.

В рамках нацпроекта также закуплено оборудование для оснащения 11 школ для детей с ограниченными возможностями, а также для создания в 155 школах и колледжах цифровой образовательной среды.

Чем поддержать семьи

Успешная реализация нацпроекта невозможна без адресной поддержки семей, ведь воспитание и образование ребенка начинаются дома. О том, как город поддерживал семьи в 2020 году, рассказал председатель комитета по социальной политике Петербурга Александр Ржаненков: «В рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», являющегося частью нацпроекта «Образование», в 2020 году услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям учащихся оказывают сразу несколько центров. Даже несмотря на коронавирусные ограничения, эта работа не останавливалась, сопровождение было в дистанционном формате по телефону и видеосвязи».

Если говорить о цифрах, то за первое полугодие 2020 года было проведено 5620 консультаций для родителей, которые столкнулись с проблемами в семье, личностными и межличностными конфликтами, сложностями в обучении и воспитании детей, разобраны ситуации с употреблением психоактивных веществ. Была оказана помощь по преодолению трудных жизненных ситуаций.

Для классных руководителей наши специалисты разработали сценарии классных часов для проведения их в онлайн-режиме, а родителям и педагогам представлены памятки по актуальным темам: «Как организовать режим дня ребенка, его занятости и отдыха», «Безопасность детей в сети «интернет», «На карантине с пользой», «Как справиться со стрессом», «Чем занять ребенка дома, или Методическая копилка для родителей». Все они находятся на официальных сайтах центров.

Не останавливалась работа и с приемными семьями. Были подготовлены 532 человека, которые выразили желание принять на воспитание детей-сирот или малышей, оставшихся без попечения родителей.

Предварительные итоги работы за 10 месяцев позволяют говорить, что все поставленные в проекте задачи будут выполнены. Услуги востребованы петербуржцами, а у специалистов есть возможность их оказывать в разных форматах.

«Убедить учителя стать профессионалом»

Доктор педагогических наук, профессор Института педагогики СПбГУ Леонид Илюшин: «Национальный проект «Образование» нацелен на то, чтобы Россия вошла в десятку стран по качеству подготовки в школах. Достичь эту цель за четыре года вполне реально. Зачем? Воспитание и образование будущего поколения всегда было и будет главнейшим инструментом развития социума. Если делать это правильно, то общество продолжит совершенствоваться, а страна – развиваться».

Качество образования - это сумма факторов, важнейший из которых - уровень профессионализма учителей. Есть известный доклад профессора Майкла Барбера, который анализировал образовательные системы тех стран, что занимают верхние позиции в рейтинге PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. - Прим. ред.). Барбер выяснял, как устроены школы в странах, где хороших результатов достигает большинство учеников. Главный вывод доклада - качество любой образовательной системы не может быть выше качества работающих в ней учителей. Это значит, что невозможно развивать систему образования, не повышая качество ежедневного преподавания каждого педагога.

Мы уже почти четверть века активно пользуемся интернетом, несколько раз поменяли компьютеры и гаджеты на гораздо более мощные, а развитие методики преподавания «увязло» в XX веке. Сегодняшняя школа, урок, самостоятельная работа ученика неэффективны, если в них активно не используются цифровые технологии. Готовность работать с избытком информации, использование практик «смешанного обучения», «формирующего оценивания» и персонализации, цифровая этика как часть общепедагогической - все это основа профессионализма, а значит, и благополучия учителя. Интуитивно эти вещи учителю не освоить, а формальный, «отчетный» подход разрушает доверие к самой идее развития школы. Учителям нужно помогать делом - менять систему переподготовки, упрощать, наполняя живым смыслом, практику их аттестации. Фактор пандемии и опыт всеобщего дистанта показывает, что, если помогать преподавателю, который сам находится в позиции «ученика», качество образования необратимо растет.

Каждый год в наши школы приходят тысячи молодых учителей, а в педагогические вузы десятки тысяч студентов. Это гарантия роста социального капитала российской школы, конечно, если получится преодолеть феномен «двойного отрицательного отбора» в профессию. Он выражается в том, что сначала в педвузы поступают не самые успешные выпускники школ, а затем на работу в школу идут не самые востребованные конкурентным рынком труда молодые специалисты. Для того чтобы «перевернуть» эту ситуацию, нужно, прежде всего, учить студентов педвузов работать с теми вызовами, которые стоят перед современной школой. Если использовать более эмоциональную формулировку, задача состоит в том, чтобы за несколько лет учебы в педвузе будущий учитель по-настоящему «влюбился» в свою профессию, стал специалистом не только в своем предмете и методике его преподавания, но и в том, как «устроены» современные дети.

Мы - вместе!

Комитет по молодежной политике курирует региональный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование».

В 2020 году в рамках нацпрограммы ведомство реализовало десятки мероприятий, но одним из самых значимых проектов стало волонтерское движение в пандемию - сотни добровольцев решили помочь нуждающимся.

Петербург давно известен как столица добровольчества России. В городе насчитывается более 80 тыс. волонтеров, которые помогают на постоянной основе. Это не только городские добровольцы, но и петербуржцы из объединений школ, вузов и частных компаний. Они помогают в организации крупных фестивалей, мероприятий ко Дню Победы, посещают детские дома и приюты, сдают кровь.

Пандемия стала настоящим вызовом для города, а добровольческое движение не смогло пройти мимо. Сейчас, как и весной, на портале мывместе2020.рф  начали активно регистрироваться волонтеры, которые бесплатно выполняют просьбы тех, кому сложно выходить из дома: привозят продукты и лекарства, помогают в выгуле собак.

«Этот год не самый простой по многим показателям, при этом мы стали активнее работать для достижения плановых показателей национальных проектов. Так, Петербург на высоком уровне организовал и проводит акцию #МыВместе. Много горожан захотели присоединиться к акции и помогать нуждающимся в непростое время», - говорит председатель комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Богдан Заставный.

Кстати, волонтеры пришли помогать и во временный госпиталь в «Ленэкспо» - 45 молодых людей работают в две смены, каждая из которых длится по 6 часов. Некоторые добровольцы имеют медобразование, поэтому в их задачи входит оказание помощи младшему медицинскому персоналу по уходу за больными, а также оказанию психологической помощи и поддержке пожилых людей, организации их досуга.

Кстати

В рамках регионального проекта «Учитель будущего» организованы курсы повышения квалификации, вебинары, конференции. В 2021 году будет создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, на базе которого учителя смогут пройти диагностику и выявить свои профессиональные дефициты. По результатам разработают индивидуальный маршрут профессионального роста педагога.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах