В 2020 году Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге завершил работы над четырьмя проектами: Собором Пресвятой Троицы в Киновии Александро-Невской лавры, памятным знаком в честь Троицкого собора - первого петербургского храма, оградой у Александровского парка и башенкой Дома причта.
Воссоздание Церкви Пресвятой Троицы в составе выявленного объекта культурного наследия «Киновия Александро-Невской лавры» Октябрьской набережной началось в 2015 году. На тот момент церковь была признана аварийным зданием без глав и крестов, а часть территории занимал автосервис. Перед Фондом стояла задача сохранения исторических фундаментов, подвального этажа, капитальных стен, а также демонтаж конструкций, появившихся из-за эксплуатации здания в советский период.
К 2017 году Фонд завершил отделку фасадов, вернув объекту первозданный вид, к 2019 году – восстановил монументальную живопись и резной иконостас. За 4.5 года реставрации были восстановлены все 5 куполов церкви, а в подвале храма появилась крестильня и музей, в котором экспонируются артефакты, обнаруженные в ходе реставрации. Колокольня оснащена современной технологией – управляемым с пульта «электронным звонарем». Фондом также отремонтированы здания отпевальни и бани киновии, а в бывшем помещении автосервиса устроен церковно-причтовый дом. Прилегающая территория благоустроена: Фонд оборудовал две площадки для детей, разбил газоны, высадил кусты, уложил брусчатку и установил ограду с въездными воротами. В июле 2020 года КГИОП выдал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, с июня храм официально открыт для прихожан.
Памятный знак в честь первого храма Петербурга — Троице-Петровского собора на Троицкой площади был установлен в сентябре 2020 года. Основанием скульптуры служит фрагмент осколка Гром-камня — фундамента «Медного Всадника» Фальконе. Бронзовая скульптура повторяет облик первого здания храма, заложенного Петром I в 1709 году. Деревянное здание несколько раз горело, перестраивалось и в 1933 году было снесено. Над памятным знаком с опорой на сохранившиеся рисунки петровского времени работал известный российский скульптор Павел Шевченко. В открытии памятного знака 30 сентября участие приняли губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и Алексей Миллер — Председатель Правления ПАО «Газпром».
Работы над другим объектом культурного наследия регионального значения — оградой у Александровского парка — были завершены в тот же день. Фонд воссоздал утраченные элементы металлической решетки, изготовленной по плану В.П. Лебедева для украшения Суворовского наплавного моста в 1827 году. В ходе данного проекта были проведен комплекс научных исследований: архивных, историко-архитектурных, библиографических, инженерных и химико-технологических. Технологии времен отливки оригинальной решетки были полностью соблюдены. Фонд также провел противоаварийные и консервационные мероприятия.
Восстановление башенки Дома причта церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны завершилось в декабре. Фонд воссоздал утраченное навершие кровельной башни со шпилем выявленного объекта культурного наследия. Подлинные конструкции каменной кладки удалось сохранить, а узлы стропильной системы выполнены по типовым решениям крыш в гражданской архитектуре периода постройки. Дом причта был построен по проекту архитектора Густава фон Голи в 1904 году.
Дом входит в целостный архитектурный комплекс с Церковью иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и часовней авторства Александра фон Гогена. Фонд планирует завершить проект в 2022 году. В этом году было окончено воссоздание наземного объема храма на историческом фундаменте, в процессе восстановление внутренней отделки, монументальной живописи, иконостаса и мозаики над входом в храм.
Фонд также выступает с инициативами воссоздания колокольни Смольного монастыря, переноса памятника Александру III на историческое место – площадь Восстания, и воссоздания церкви во имя святых Бориса и Глеба на Синопской набережной.
«Несмотря на сложности 2020 года, нам удалось завершить работы над четырьмя объектами и значительно продвинуться по другим. Пандемия повлияла на многие процессы, но не отменила их совсем. С учетом новых требований безопасности работы на строительных площадках удавалось продолжать, а на всех других стадиях пришлось переходить в онлайн. Но уровень ответственности и искренняя любовь команды к таким важным для Петербурга архитектурным проектам помогли почти не отклоняться от планов. Мы уверены, что кризисы проходят, а шедевры архитектуры остаются на века, поэтому снижать их приоритет не стоит никогда», – поделился Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.