Четвёртый всероссийский форум контрольных органов проходил в Санкт-Петербурге 28 и 29 сентября. Событие объединило представителей федеральных и региональных органов власти, сотрудников муниципалитетов, ведущих деловых объединений, научных и образовательных организаций.
В оргкомитете форума – Минэкономразвития России, правительство Санкт-Петербурга и комитет по контролю Госдумы – отметили, что в этом году событие собрало вдвое больше участников, чем в прошлом году.
В приветственном слове к пленарному заседанию председатель Правительства России Михаил Мишустин отметил, что в стране активно применяется сбалансированное нормативное регулирование. «Создана возможность поэтапно наблюдать за всем процессом проведения любой проверки. Действует система мониторинга эффективности принимаемых решений, когда каждый может через портал Госуслуг обратиться с жалобой на контролёров. Во всех регионах есть рабочие группы по координации в сфере надзора. Налажено не только межведомственное взаимодействие, но и обратная связь – как с гражданами, так и с деловым сообществом», – подчеркнул Михаил Мишустин.
Можно не тратиться дополнительно на консультантов
Государственный надзор контролирует деятельность, результаты работы различных организаций, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
За три года число контрольных проверок бизнеса и бюджетной сферы сократилось на 62%
В 2023 году продолжилась замена проверок по обращениям на проверки по индикаторам риска – количество последних удвоилось, а пропорционально этому уменьшилось число контрольных мероприятий на основании обращений. Это помогает сокращать нагрузку на бизнес, не допускать нарушений установленных требований и поддерживать добросовестных предпринимателей. Об этом заявил статс-секретарь - заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев. Он отметил, что по сравнению с 2021 годом в целом число проверок сократилось на 62%, а по сравнению с 2015 году – на 84%.
Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александр Вдовин рассказал о практических результатах работы контроля и надзора в сфере бизнеса.
«Статистика неплохая: наблюдается рост на 200 тысяч профилактических визитов. Мы выезжали в регионы, интересовались, стало ли проще организациям, в которых эти проверки проходят. Нам отвечают, что профилактика помогает, прежде всего тем, у кого не так много средств и ресурсов, нет специальной юридической службы. Контролёры помогают, подсказывают, за счёт этого бизнесы могут не тратиться на содержание собственных консультантов. Что важно – помимо диалога органы контроля делают интересные сервисы, позволяющие буквально в несколько кликов понять, что нужно соблюдать, чтобы правильно взаимодействовать с государством, исполнять все требования. Мы будем двигаться по этому пути, масштабируя данные практики. Когда мы уменьшаем время взаимодействия контролёра и бизнеса, ускоряя все действия, это позволяет предпринимателям чувствовать себя уверенно в начале пути или на этапе расширения» – отметил Александр Вдовин.
Контроль «поумнеет»
Одна из ключевых задач на текущий год – активное внедрение риск-ориентированного подхода при планировании проверок. Так закрепляется тренд на снижение нагрузки для бизнеса. Главное для этого – разработать больше отраслевых индикаторов: выделить признаки, по которым будут своевременно определять объекты, нарушающие законодательство, и проверять их, не дожидаясь обращений граждан.
То есть индикаторы риска позволяют ответить на вопрос: зачем проводится контрольное мероприятие без связи с жалобами. Обращения граждан по-прежнему остаются одним из оснований для проведения проверок, но контроль, по мнению экспертов, должен становиться «умным». А это значит – такой анализ позволит обнаружить риски, заподозрить, что уже произошло нарушение или вот-вот произойдёт.
Больше профилактики и времени на исправление нарушений
На форуме также говорили о результатах трёхлетней работы по 248 Федеральному закону, который определяет основные понятия и порядок правового регулирования систем управления рисками, а также результаты их реализации.
Как повлиял на бизнес 248-й закон, как отразился на всей системе контрольных органов? Испытание для всех было непростым, ведь потребовалось перестраивать организационные документы, нормативные акты и привычное сознание. После того, как вступил в силу мораторий на проверки, который ввели по решениям президента и правительства в 2022 году, у контролёров появилась возможность больше работать с точки зрения профилактики. Мораторий на проверки, который действует в России с 2020 года, также помог перераспределить усилия контролёров: на долю проверок бизнеса пришлось менее 40% всех проверочных мероприятий, а на долю социальной инфраструктуры – 32%.
«Сделано много, воспринимается позитивно и у этого инструмента большое будущее. Мы хотим расширять практики обязательных профилактических визитов, менять плановые проверки в отношении больниц, детских домов и других госорганизаций, – отметил Александр Вдовин. – Аналогичная практика, которую ввели для школ, оказалась эффективна. Директора школ говорят, что с контролёрами у них выстроился продуктивный диалог, исчезли штрафы. Точкой для роста стало соглашение между контрольным органом, учредителем организации и самим контролируемым лицом о том, что и как нужно исправлять. Не всегда легко и быстро можно получить бюджетные средства на то, чтобы исправить те или иные нарушения. С другой стороны, все мы понимаем, что наши дети имеют право учиться в хороших условиях, а для этого должны соблюдаться требования. Мы предлагаем возможность сформировать план работы, исполнение которого тоже должно контролироваться и наши бюджетные учреждения смогли бы получить больше времени на исправление недочётов».
Активно работает и система досудебного обжалования контрольных органов. Сейчас её рассматривают как новую платформу обратной связи в сфере контроля и надзора. Так, контрольный орган по просьбе заявителей может перенести срок исполнения предписания, и более чем в 80% случаев это происходит. Не все нарушения быстро исправить в текущих рыночных условиях, и не на все процессы может повлиять руководство организации или бизнеса.