Примерное время чтения: 10 минут
1790

Закрыли форточку в Европу. Кто заплатит за «железный занавес»?

Власти Финляндии приняли решение закрыть 8 из 9 пунктов пропуска на российско-финской границе. Остался только один, но и он может быть закрыт в ближайшие дни. К этому решению готовы присоединиться Эстония и Норвегия. Таким образом, вдоль северо-западных границ России опускается новый «железный занавес».

Кто выиграет и проиграет, и как будет жить экономика приграничных регионов нашей страны?

Миллиардные убытки

Граница Финляндии и России составляет почти 1300 километров, из которых около 1100 проходит по суше. В советское и постсоветское время это было весомым конкурентным преимуществом Суоми — Финляндия выступала в качестве транзитного региона, через который в Европу шли эшелоны с лесом и полезными ископаемыми, взамен в нашу страну ввозили разнообразную западную продукцию. Охотно открывали бизнес в России и сами финны, в результате к 2022 году маленькая Финляндия стала одним из важнейших внешнеэкономических партнеров России.

Одним из творцов финского экономического чудо был президент Финляндии Урхо Кекконен, твердо усвоивший курс на дружбу с восточным соседом (памятник Кекконену и Косыгину в приграничной Костомукше)
Одним из творцов финского экономического чудо был президент Финляндии Урхо Кекконен, твердо усвоивший курс на дружбу с восточным соседом (памятник Кекконену и Косыгину в приграничной Костомукше) Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

Кроме того, страну озер и рек полюбили российские туристы, которые, по самым скромным подсчетам, в сутки оставляли в Финляндии до миллиона евро. После начала СВО все схлопнулось в одночасье. Финны оказались весьма последовательны в соблюдение санкций. Практически весь финский бизнес ушёл из России, а экономические связи с нашей страной были разорваны.

Результатом стал рост безработицы в приграничных финских регионах и волна банкротств крупных компаний. Так по данным Таможенной службы Финляндии, только за первый квартал 2023 года финские предприятия за первый квартал 2023 года недопоставили в Россию товаров на сумму около 400 млн евро, в сравнении с началом прошлого года. Соответственно, упали и доходы финских бизнесменов. В пересчёте на полтора года - это миллиарды убытка.

Однако пострадали и россияне — в первую очередь Карелия, все крупные предприятия которой были так или иначе «завязаны» на внешний европейский рынок. Уже к концу 2022 года деревообрабатывающая отрасли региона рухнула почти на 20%, а некоторые предприятия закрылись. Следом поползли и доходы казны.

Если в 2023 году после поступлений федеральных субсидий доходы республики оценивались в 80,1 млрд руб, то на 2024 год прогноз составляет 68,7 млрд руб — из которых треть это помощь федерального центра. И самое печальное даже не текущее падение доходов, а отказ инвесторов от реализации крупных проектов на территории края. Так АФК «Система» планировала запустить в конце 2024 — начале 2025 года новый завод «Сегежа-Запад», рассчитанный на 1,5 млн тонн продукции и стоимостью 150 млрд рублей. Однако от идеи отказались.

«Этот проект должен был находиться в Карелии, соответственно ориентирован был бы на рынок Европы. Сейчас рынок Европы для нас закрыт. Везти из Карелии в Китай или прочие рынки с точки зрения логистики супернеэффективно», — рассказала директор Segezha по работе с инвесторами Елена Романова.

Новый бумагоделательный завод теперь не построят
Новый бумагоделательный завод теперь не построят Фото: Из личного архива

Самое страшное уже случилось

При этом говорить про то, что Финляндия отказалось от российских товаров совсем не приходится — к примеру, финская компания Gasum продолжает покупать сжиженный газ у «Газпрома». Критикам этого решения финны поясняют, что связаны долгосрочным контрактом. по принципу «бери или плати». «Это означает, что мы либо получаем газ и платим за него, либо мы не получаем газ и все равно платим», — рассказала директор по коммуникациям компании Ольга Вяйсянен. При этом газ перевозят по морю, из российских портов на Балтике.

Так что, закрытие погранпереходов для перемещения частных лиц принципиального влияния на экономику не окажет — самое страшное уже произошло, а те, кто выжил, постепенно приспосабливается.

Чей бизнес может закрыться — так это пассажирских перевозчиков, которые специализировались на перевозке, такие как популярные Ecolines и Lux Express. За 3000 рублей они отвозили пассажиров в Хельсинки, пользуясь тем, что запрет на пересечение границы автомобилей с российскими номерами касался только легковых авто. Но теперь проникнуть через границу они физически не могут. Компании запустили рейсы через Ригу и Таллин, однако как долго они смогут ходить, неизвестно. Закрытые пункты пропуска повлияют и на мелкую коммерцию «челноков», которые тащили из Финляндии любимые россиянами «Фэйри» и шоколад, поставляя взамен сигареты и бензин.

Регулярные пассажирские рейсы были способом подзаработать для многих жителей приграничья
Регулярные пассажирские рейсы были способом подзаработать для многих жителей приграничья Фото: Пограничная охрана Финляндии

Удар по финским гражданам?

Зато от введенных ограничений серьезно пострадают десятки, а то и сотни тысяч жителей Финляндии, у которых есть родственные и личные связи с Россией.

За минувшие 30 лет постсоветской дружбы в соседнюю страну на постоянное место жительство перебрались потомки финнов-ингерманландцев (до войны массово проживавших в Ленинградской области), а также обрусевшие внуки и правнуки «красных финнов», в свое время либо бежавших в Россию от победившей контрреволюции, либо приехавших в СССР строить новый социалистический строй.

Кроме того, среди жителей приграничных российских территорий было модно отправлять детей на учебу в соседнюю Финляндию — они могли получить навыки и профессии, востребованные на европейском рынке. Понятно, что немалая часть их осела по ту сторону границу.

В обратную сторону также шел поток — финские специалисты были востребованы в некоторых отраслях экономики, финские бизнесмены предпочитали назначать на ответственные должности в российских дочерних структурах соотечественников, те заводили семьи в России.

Что уж говорить, если, к примеру, у экс-мэра Петрозаводска Владимира Любарского, который полгода назад ушел в отставку, чтобы отправиться по контракту в зону СВО, родной брат живёт в Финляндии — теоретически они могли бы повидаться на новогодние праздники, но теперь выезд из Суоми в Россию полностью закрыт.

Точной статистики о том, какого количества людей коснулись вновь введенные ограничения нет, однако косвенно можно представить — несмотря на то, что в Финляндию запрещен въезд российским туристам, с начала года и по конец августа на российско-финской границе было зафиксировано более миллиона случаев пересечения. И это были в основном финские граждане.

У финского правительства просили не разлучать семьи
У финского правительства просили не разлучать семьи Фото: Из личного архивa/ Кости Хейсканен

Станция "дно"

Неслучайно это решение финских властей стало, пожалуй, первым случаем, когда очередная антироссийская акция вызвала протест уже и внутри самой Финляндии — на прошлых выходных в Хельсинки и еще ряде городов прошли акции протеста, с требованием отменить новые ограничения. Но прислушиваться к протестующим власти не стали, и, напротив, пошли на ужесточение принятых мер. А центральная финская газета Helsingin Sanomat недвусмысленно намекнула, что эти протесты могут быть инициированы из Кремля.

«То есть, желания навестить родственников у русских „финнов“ быть не может. Это исключительно влияние Кремля! Ох уж эти финские СМИ. Вы прибыли на станцию „дно“, выходите!» — кипятится жительница Хельсинки Арина П.

Логика противостояния с Россией, которая господствует в правящих кругах Финляндии, не оставляет финнам иных вариантов действий. Тем более, что экономические потери уже понесены, и изменить ситуация может лишь полное снятие санкций, которое на данный момент попросту невозможно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах