Примерное время чтения: 11 минут
197

Жизнь за кулисами. Как устроен театр и в чем его технические особенности

Дмитрий Бочкарев / Из личного архивa

Культурная столица славится своими музеями, памятниками архитектуры, мостами, памятниками и другим наследием Российской Империи. Особое место в обилии этих несметных достопримечательностей для горожан занимают театры. Культура походов на спектакли до сих пор живет среди петербуржцев. Корреспондент spb.aif.ru пообщался с театральным техническим директором Дмитрием Бочкаревым и узнал, как рождается магия на сцене.

— Дмитрий, расскажите, как вы стали техдиректором в театре? Чем занимается технический директор?

— После окончания художественной школы с углублённым изучением академического рисунка и живописи, я поступил в школу-студию МХАТ. Меня увлекла магия трансформации эскиза в объемные декорации. Свобода в реализации конструктивных приёмов, в рамках технических возможностей той или иной сцены различных театров мира.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Бочкарев

Ещё в период обучения на постановочном факультете школы-студии МХАТ, я проходил практику в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Туда меня и пригласили в состав руководства постановочной части театра. Проработав в театре в качестве заместителя заведующего художественно-постановочной части, я перешёл на позицию технического директора. В основные обязанности технического директора театра входит организация работ цехов и подразделений художественно-постановочной части на репетициях, проведении спектаклей, выпуске новых премьерных постановок, и проведении гастролей. В перечень подразделений ХПЧ входят: машинно-декорационный цех, электро-осветительский цех, звукоцех, костюмерный цех (мужской и женский), гримёрно-постижёрский цех, мебельно-реквизиторский цех, отдел технологического телевидения. Также в обязанности техдиректора театра входит решение ключевых вопросов по конструкции декораций, совместно с конструкторским отделом и подразделениями художественно-производственных мастерских. Значительную часть работы технического директора составляет планирование репертуара, учитывая время, затрачиваемое на монтаж и демонтаж декораций, с учетом персонала и возможностей логистики перемещения декораций со склада.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Бочкарев

— Корректно ли сказать, что всё что видит зритель во время спектакля — ваша работа?

— Театральный спектакль — это результат коллективного труда и четкого планирования действий всех служб и подразделений театра. Вне зависимости от сложности или продолжительности действия на сцене, подготовка и взаимодействие служб за кулисами всегда происходит на высочайшем уровне. Все действия рассчитаны буквально по секундам. С позиции планирования и сопровождения спектакля службами художественно-постановочной части, безусловно, во всё этом — значительная заслуга работы технического директора.

— Насколько сегодня востребован театр? Кто, как правило, посещает спектакли?

— Театр — это вид изобразительного искусства, которое актуально всегда. Так было, есть, и я уверен, будет в дальнейшем. Начиная с античного театра и заканчивая самым современным спектаклем, где используются последние достижения техники, электромеханические устройства, аппараты видеопроекции, можно проследить неугасаемый интерес зрителя к театральным постановкам. Каждый спектакль это уникальное переосмысление произведений, всегда созвучное с насущными вопросами общества.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Бочкарев

Именно уникальность и магия каждого сценического действия, дарящие новые эмоции и переживания, объясняет популярность театра и интерес к нему широкого круга зрителей различных возрастов. Это могут быть искушенные театралы, подробно изучающие либретто перед просмотром постановки, профессиональные театральные критики. Также спектакли посещают люди, желающие насладиться постановкой и погрузиться в удивительную торжественную атмосферу театра, много представителей молодого поколения, в том числе детей.

— А кто идёт работать в театр? Молодых ребят хватает?

— В театре как правило нет случайных людей. Но в театр могут прийти люди из совершенно невообразимых профессий, заразившись магией театральной жизни. Каждый человек уникален, и привносит свой уникальный вклад в общее дело, помогая создать уникальный спектакль.

Наряду с маститыми старожилами театра, приходят очень много молодых людей. Идет постоянный и непрекращающийся процесс обмена опытом, и информацией между сотрудниками разных возрастов. Эта квинтэссенция поколений наполняет театр жизнью.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Бочкарев

— А что касается технической стороны?

— Театр — это всегда отражение мирового технического прогресса. Для достижения магии смены картин на сцене, и полного погружения зрителя в атмосферу спектакля, используются максимально возможные технические приспособления и оборудование. Это и управляемые источники света, постоянные эксперименты для достижения идеальной акустики и воспроизведения звука, видеопроекция, дистанционно управляемые электромеханические конструкции. Декорации также постоянно эволюционируют. В последнее время для их производства широко применяется 3D-моделирование и расчет прочности, 3D-сканирование и печать. Применяются более легкие но прочные материалы, различные пластики, снижающие нагрузку на механооборудование театра и позволяющие быстро проводить смену декораций и перестановок по ходу спектакля.

— Как после театра вы перешли на работу на предприятие? Расскажите, чем оно занимается?

— Работая в должности технического директора театра, я всегда был связан с производством декораций, в том числе самостоятельно изготавливал технические чертежи. В какой-то момент главный инженер одного крупного предприятия, предложил мне перейти к ним на производство, создать и возглавить новое развивающееся подразделение. Для меня это звучало как профессиональный вызов и возможность реализовать мои навыки и умения в новой сфере. Я принял предложение, и был назначен руководителем отдела специальных проектов. Я набирал команду сотрудников, что называется, с нуля, предварительно проводил с каждым беседу, чтобы максимально раскрыть потенциал сотрудника в будущих проектах.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Бочкарев

Предприятие занято в сфере разработки и производства промышленного инженерного оборудования. Основная область — производство промышленных обратноосмотических систем, установок промышленного холода, систем водоподготовки, систем автоматики. Поставки оборудования производились на крупнейшие предприятия страны.

— Какова ваша задача как руководителя отдела спецпроектов?

— Конструирование, выявление и устранение несоответствий в чертежах совместно с конструкторским отделом. Также планирование работы цеха и контроль качества производства на всех этапах. Составление плана-графика производства. Разработка технических приемов для адаптации нового оборудования. Внедрение новых наработок в производство. Набор и обучение сотрудников. Проведение совещаний и техвизитов на объектах заказчика.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Бочкарев

— Расскажите, как получилось, что вы оказались востребованы в двух, казалось бы, совершенно не связанных между собой отраслях?

— Как ни странно, театр и производственное предприятие имеют много общего. Выпуск спектакля, производство театральных декораций — большой, многоэтапный процесс. Это, можно сказать, такое же предприятие, как и любое другое с поправкой на творческую составляющую. Много общего имеет структура управления, планирование работ, взаимодействие с большим количеством сотрудников. Мои знания, полученные за время обучения в институте, помноженные на опыт руководства, полученный в театре за многие годы работы, плюс желание развиваться в новых отраслях и узнавать новое — вот секрет успешной работы в новой, казалось бы совершенно отличной от театра области.

— Удаётся ли совмещать эти две должности?

— Совмещение таких должностей возможно только в части консультаций. Полное, постоянное совмещение невозможно. Слишком глубокое погружение в процесс и в театре, и на производстве. Упущение и ослабление контроля на каком-либо этапе фатально и предполагает возникновение проблем и нестыковок по проектам.

— Дмитрий, поделитесь советами для молодых специалистов.

— Учитывая скорость технологического развития, такие профессии, как инженер-конструктор будут всегда востребованы. Люди этих профессий участвуют в создании новых продуктов, технологий и решений. Развивают промышленность, строительство и новые производства. Карьера может развиваться в нескольких направлениях. Это может быть ведущий конструктор, руководитель отдела проектирования, технический директор, руководитель производства и т.д. Вы всегда сможете выбрать себе направление по душе. Мой совет молодым специалистам — прислушиваться к себе и понять, чем действительно интересно заниматься. Постоянный поиск новой информации и желание узнавать и открывать что-то новое, ставить перед собой и решать с каждым разом всё более сложные задачи — вот секрет успеха в любой области и любой профессии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах