68

Геннадий Орлов: «Петербург раздражает Москву»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и Факты - Петербург 04/08/2010

«Человеку ничто не даётся от природы, за ''красивые глаза'', - считает он. - Надо каждый день совершенствоваться, работать над собой. К сожалению, в Петербурге мало хороших спортивных журналистов. А в федеральный эфир можно пробиться и из нашего города. Ведь меня же приглашают!»

Геннадия Орлова действительно приглашают комментировать чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры уже десятки лет. На его голосе выросло несколько поколений телезрителей. Его не раз звали в Москву, но он оставался верен родному городу. «Кирилла Юрьевича Лаврова тоже приглашали в столицу, но он хотел жить в Петербурге. Вот и я хочу», - объяснял Орлов. Впрочем, футбольная столица сейчас - именно в Петербурге. Передачу с таким названием - «Футбольная столица» - и ведёт в настоящее время комментатор.

Лучший актёр - Марадона

- "АиФ": Чемпионат мира в ЮАР прославился как самый «криминальный». Правда ли, что у вас украли там ноутбук?

- Геннадий ОРЛОВ: Правда. Я был в универсаме, положил ноутбук в тележку. Только отвернулся - компьютер исчез. Действительно, криминала в ЮАР хватает. Там даже нет бульваров, чтобы не провоцировать уличный разбой. Африканцы не хотят ни работать, ни учиться.

- "АиФ": Это был первый в истории чемпионат мира в Африке. Хоть что-то хорошее там было?

- Г. О.: Погода! Она была футбольной! В прохладу футболистам играть намного легче. Это был мой десятый чемпионат мира в качестве спортивного журналиста. Помню, какая жара стояла в Мексике, США, Японии... Обычно из-за жары только 20 процентов матчей на чемпионатах мира получаются захватывающими. Остальные же - довольно унылое зрелище. А вот в Африке интересных игр было до 50 процентов от общего числа. 

- "АиФ": Телезрителей, простите за выражение, просто «достали» африканские дудки - вувузелы, которые распространяли довольно противный звук весь матч. А как работалось комментаторам в таких условиях?

-  Г. О.: Плохо работалось. Мы же, комментаторы, ещё слушаем в наушниках команды режиссёра трансляции. В ЮАР что-либо расслышать было затруднительно. Не дай Бог, эти дудки появятся на наших стадионах. Я категорически против вувузелов.

- "АиФ": Ваша жена, как известно, работает в театре. И вы часто сравниваете футбол именно с театром. Кто на чемпионате мира был актёром первого плана?

-  Г. О.: Конечно же, Марадона! Он подкупил своей естественностью, органичностью. Я болел за него. Но Марадоне, равно как и бразильскому тренеру Дунге, не хватило тренерской образованности. Не хватило её в свое время и великому Марку ван Бастену, который со сборной Голландии на прошлом чемпионате Европы проиграл нам, россиянам.

- "АиФ": Вы ведь комментировали тот матч...

-  Г. О.: Да. Такой великий матч, может быть, удаётся комментировать раз в жизни. Какие были эмоции!

- "АиФ": Кстати, об эмоциях. Никогда в сердцах не хотелось в репортаже употребить крепкое словцо? Вот про Николая Озерова ходила легенда, что...

-  Г. О.: Знаю я эту легенду. Ерунда. Комментатор не может и не имеет права ругаться в эфире. Озеров никогда не допустил бы ничего подобного. Был другой случай с Женей Майоровым (легендарный комментатор, ныне покойный - Е. К.). Понимаете, в процессе репортажа режиссёр связывается с комментатором из аппаратной. И некоторые режиссёры забывают после контакта отключить кнопку связи. И тогда комментатор через наушники слышит всё, что происходит в аппаратной. А туда разные люди забегают. И вот как-то Майоров чуть ли не весь репортаж вынужден был слушать, как какие-то девочки обсуждали, кто что купил и т. п. Женя закончил репортаж, попрощался с телезрителями, и, думая, что уже ушёл из эфира, высказал всё, что он думает про эдакий бардак... Но оказалось, что он ещё был в эфире!

Без артистизма - никуда!

- "АиФ": А почему в Петербурге практически не появляются хорошие комментаторы?

-  Г. О.: К сожалению, в Петербурге вообще мало хороших спортивных журналистов. А искусство комментария - нелёгкое дело. И молодое - родилось только в прошлом веке. Комментатора я называю академиком журналистики, потому что он должен владеть всеми жанрами журналистского ремесла, уметь анализировать и доносить переработанную собой информацию до телезрителя на правильном, доступном русском языке.

И, конечно, в комментарии никуда без артистизма! А у нас много монотонных, откровенно скучных комментаторов. Некоторые проведут несколько репортажей и уже начинают поучать футболистов.

- "АиФ": Футбольный комментатор должен быть в прошлом профессиональным футболистом?

-  Г. О.: Нет! Можно вспомнить гениального Коте Махарадзе.

В футбол на высоком уровне он не играл, но каждый его репортаж - настоящий спектакль (кстати, Махарадзе служил в театре, как и Озеров. - Е. К.). Или Вася Уткин. Не играл, но его интересно слушать, он умный журналист.

- "АиФ": Геннадий Сергеевич, у вас от природы поставленный голос или вы над ним работали?

-  Г. О.: Человеку ничего не даётся от природы, за красивые глаза. Надо каждый день совершенствоваться, работать над собой. Вот я и работаю. И над голосом, и над тем, как правильно держаться в кадре. Голос поначалу был высоковат, но мне удалось его понизить. А работать над собой надо каждый день. И тщательно готовиться к репортажу, много читать. Тогда в федеральный эфир можно пробиться и из нашего города.

Быстров победил

- "АиФ": Сейчас вы комментируете матчи «Зенита» на «НТВ-ПЛЮС». Нравится игра нашей команды?

-  Г. О.: Конечно. У Спаллетти огромное разнообразие в атаке. Если бы у нас по-прежнему играл Аршавин, «Зенит» был бы просто непобедим. Считаю Андрея лучшим игроком «Зенита» всех времён.

- "АиФ": После перехода Бухарова столичные СМИ развязали против клуба информационную войну - мол, скупает лучших игроков посредине сезона.

-  Г. О.: А как же права человека? Бухаров сам хотел играть в «Зените»! Что же теперь, не пускать его в Петербург? А что касается информационной атаки на «Зенит», то надо понимать, что Петербург сейчас очень раздражает Москву. Вот уже четвёртый год, как столица не будет в футболе чемпионом.

- "АиФ": Фанаты «Зенита» были резко против возвращения Быстрова из «Спартака», называя его предателем. Но футболист забивает и забивает.

-  Г. О.: Талантливые люди всегда подвержены атакам. Посмотрите, что сейчас говорят про режиссёра Михалкова... Но Быстров оказался выше молвы. Его очень хвалит Спаллетти. Володя победил.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах