В дзюдо привел дядя
Теа Донгузашвили родилась 4 июня 1976 года в Тбилиси (Грузия). С раннего детства она была очень активной девочкой – любила погонять с ребятами в футбол, поиграть в «войнушку», интересовалась фехтованием. Конечно, родственники замечали ее подвижность. Ее дядя – бывший дзюдоист – хорошо знал, что в Грузии активно развивалось женское дзюдо, и привел 13-летнюю Тею на занятие в секцию, предложив ей попробовать себя в этом спорте. И оказался прав – дзюдо затянуло девушку.
Новое увлечение породило массу критики со стороны родственников, но именно критики, а не запретов. Мама спортсменки волновалась, как бы Теа не получила травму – ведь в дзюдо есть довольно опасные удары и броски. Тем не менее, против занятий дзюдо никто в семье девушки не выступил, хотя среди ее окружения некоторые и заявляли, мол, женщина должна сидеть дома, воспитывать детей, а не выходить на татами.
«Прошло меньше месяца с того времени, как я стала заниматься дзюдо, а меня уже поставили участвовать в чемпионате Грузии. Я тогда еще практически ничего не умела, даже термины нашего вида спорта не знала. Но сумела победить. Причем выиграла только грубой силой – у нас в семье все крупные, и я была значительно сильнее своих соперниц», - вспоминает Теа.
Практически с самых первых занятий у спортсменки появилась цель. Теа еще толком бороться не умела, но уже мечтала стать олимпийской чемпионкой. Причем, как признается Теа, ей даже во сне снились олимпийские кольца. «Конечно, не все удавалось сразу. В дзюдо есть приемы, которые требуют как максимальной гибкости, так и физической силы. У меня есть, можно сказать, природный дар – я делаю приемы с очень большой скоростью. Поэтому некоторые броски, которые для других спортсменов сложны, я выполняю с легкостью. Хотя никуда не деться и без оборотной стороны медали – некоторые приемы мне не удаются. Например, болевой прием – мои физические данные для него не подходят, и мне сложно его делать. Наверное, не для меня он», - объясняет Теа.
Вернуться – значит проиграть
В молодой спортсменке увидели перспективу, и уже в 14-15 лет Теа попала во взрослую сборную Грузии. Казалось бы, впереди победы и великие достижения, но произошло непредвиденное – распался Советский Союз. В Грузии не было средств, чтобы достойно содержать мужскую сборную по дзюдо, в которую входили олимпийские чемпионы и чемпионы мира, что уж тут говорить про женскую сборную.
«Мы собрались семейным советом и решили, что мне нужно переезжать во Владикавказ, где жили мои родственники. Там я 2,5 года выступала за сборную России, после чего поступило предложение переехать в Санкт-Петербург. Это был 1997 год», - рассказывает Теа.
В то время Теа была настоящей фанаткой дзюдо и даже не задумывалась о том, что переезд – смена всей жизни, которая может вызвать массу трудностей. Во Владикавказе ей было комфортно – там спортсменка жила у родственников, а вот переезд в Петербург дался нелегко. «В Петербурге очень суровая зима. Я до сих пор не могу к ней привыкнуть. Да и пришлось столкнуться со многими проблемами – где жить, что есть. Ведь не всегда я зарабатывала столько, сколько сейчас. Поэтому и голодной бывала, и замерзшей. Но потом все ко мне пришло», - вспоминает спортсменка.
Однако, несмотря на трудности, которые могут заставить сдаться любого человека, Теа осталась в Петербурге и продолжила заниматься дзюдо. Конечно, она могла вернуться домой, где жила бы со своей семьей, защищенная от всех бед и лишений. Но вернуться значило для Теи проиграть. Она посчитала, что стыдно будет приехать в родной дом проигравший, а потому продолжила двигаться вперед. Еще одна большая проблема, с которой ей довелось столкнуться – это поиск тренера. В тот момент рядом с ней не было того человека, которому можно было бы доверить свое профессиональное спортивное развитие и сосредоточиться на тренировках. Тренера Теа искала четыре года. «Когда я уезжала из дома, то знала, что еду делать свое дело. Я тогда была юной и, возможно, совершала какие-то ошибки, много тогда не понимала. Но мне удалось показать себя», - рассказывает Теа.
Через дрожь в ногах
В 2001 и 2003 годах дзюдоистка соревновалась на чемпионате Европы и оба раза удостоилась серебряной медали. В том же 2003 году она достойно выступила и на чемпионате мира. В 2004 году Теа впервые отправилась на Олимпийские игры, проходившие в Афинах. Туда Теа прилетела за один день до старта соревнований, а потому и не ощутила всего накала страстей. Хотя и в Подмосковье, где она тренировалась перед началом Олимпиады, девушке пришлось проверить свои нервы на прочность.
«Вокруг все говорили: «Ты наша надежда». Все эти слова - груз ответственности - ужасно давили на меня. У меня даже начали дрожать руки и ноги. Мой тренер пришел в шок – соревнования еще не начались, а я уже вся на нервах. Он сумел мне помочь – объяснил, что Олимпиада – это те же соревнования, хоть и более ответственные, которые судят те же судьи, на которых выступают те же спортсмены. И если бояться, то выступить достойно не получится. А вот если относиться к Олимпийским играм, как к очередным соревнованиям, то становится проще», - раскрывает свой секрет дзюдоистка. В Афинах Теа завоевала бронзовую медаль.
На Олимпиаде в Пекине в 2008 года Теа ощутила всю атмосферу олимпийской деревни. Понервничать пришлось. К сожалению, во втором круге соревнований она порвала связки, и хоть и вышла соревноваться в третьем круге, бороться не смогла. И после Олимпиады для нее наступило едва ли не самое тяжелое время. Теа вернулась домой, ей сделали операцию, и начался период восстановления. Буквально все решили, что в спорт она больше не вернется.
«Было очень тяжело. Как раз в то время распался наш армейский клуб, за который я выступала. И все были уверены, что на мне, как на спортсменке, можно поставить крест. Очень поддержал мой личный тренер – он продолжал верить в меня. Тем не менее, мне два года пришлось доказывать, что я еще могу чего-то достичь в дзюдо. Честно говоря, я была просто шокирована таким отношением ко мне после Олимпиады в Пекине», - рассказывает Теа.
Третья Олимпиада – венец карьеры
Сейчас дзюдоистка готовится к третьей Олимпиаде в своей спортивной карьере – на этот раз в Лондоне. Среди наиболее серьезных соперниц Теа называет китаянку – семикратную чемпионку мира и олимпийскую чемпионку, которая была дисквалифицирована за применение допинга, но сумела вернуться, в суде доказав свою невиновность. Кроме того, есть у Теи соперница и в России.
«Олимпиада – это вершина всего. Знаете, для спортсменов, ожидание Олимпиады, это как ожидание для женщины долгожданного ребенка. На этих соревнованиях собираются самые лучшие. И, по сути, побеждает тот, у кого нервы и характер сильнее», - рассказывает Теа. Олимпиада-2012 станет последней в ее карьере – после этих соревнований спортсменка решила распрощаться с дзюдо. Пока она еще не знает, чем будет заниматься. Не исключает Теа, что станет тренером – в сборной к ней часто за советом обращаются молодые спортсмены, и ей удается им помочь.
«Дзюдо 22 года занимало главную роль в моей жизни. Я из тех людей, которые не могут делать два дела одновременно. Чтобы достичь результатов, нужно сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому я и не смогла раньше создать семью, родить ребенка. Мне было нужно на 100% процентов отдавать себя дзюдо», - делится Теа.
Но сейчас спортсменка готовится именно к Олимпиаде, и мы искренне надеемся на то, что она сможет представить Россию и Петербург на этих соревнованиях.
Посмотреть он-лайн конференцию с Теей Донгузашвили можно здесь.