Хотели, чтобы спорт выправил спину
Как это ни удивительно, но семья у Дмитрия совершенно неспортивная. Но, как иногда бывает в спорте, свою роль сыграл элемент случайности. В детстве Дима был очень худой. В четыре года его без ведома родителей отобрали в музыкальную школу играть на скрипке. «Я сама занималась музыкой, а потому совершенно не хотела, чтобы сын был музыкантом, так как прекрасно понимала, насколько это нелегко», - вспоминает Елена.
Дмитрию играть на скрипке нравилось. Он – овен, и, как многие представители этого вида зодиака, любит быть на виду и устраивать шоу из своих выступлений. Проучившись музыке четыре года, настала пора определяться – либо мальчик будет играть на скрипке профессионально, либо необходимо что-то менять в его жизни. «У него был искривлен позвоночник. Мы решили отдать его на плавание, но там он успехов не достиг – видимо, не было предрасположенности к этому виду спорта. Дима плавал до девяти лет, после чего нам сказали, что он не перспективен, и больше в этой секции его держать не будут», - рассказывает мама спортсмена.
Бокс и другие травмоопасные виды спорта родители отмели сразу. А для поступления в секции по другим видам спорта оказалось уже поздно – туда детей берут с более раннего возраста. Однажды в спортивном клубе «Спартак» Елена увидела, как дети занимаются фехтованием. В то время она не знала, что этот вид спорта спину не выпрямляет. Там он поговорила с первым же человеком, которого встретила - с тренером по рапире Лорой Андреевской, и та буквально «ухватилась» за мальчика. Спросила лишь, могут ли родители купить ему экипировку. Хотя в то время – в 1993 году – она стоила 200 долларов, и это были очень большие деньги, семья нашла такую возможность, и Дмитрий начал заниматься фехтованием. Среди оружия, которым фехтуют спортсмены, Дмитрий выбрал рапиру, так как именно для нее наиболее подходят его физические данные. Кроме того, спортсмен – левша, и считается, что таким людям легче фехтовать.
Пеле из него не получился
Как оказалось, в фехтовании важны не только навыки, но и случайность – в этом виде спорта этот баланс сохраняется где-то 50 на 50. «На жеребьевке в самом начале соревнований может выпасть фехтовать с очень сильным спортсменом. И как бы ты ни был хорош, велик вариант, что уже в первом-втором круге ты будешь собирать вещи и отправишься домой. Тем более, что в то время с финансированием спорта были проблемы, и ездить на соревнования приходилось исключительно за свой счет. Впервые Дима добился успеха в 14 лет на соревнованиях в Венгрии», - вспоминает Елена Ригина.
Тем не менее, семья Дмитрия была довольна выбором – в то время фехтование не было популярным видом спорта, и секцию посещали, в основном, дети из интеллигентных семей. «Дима был изолирован от уличных проблем. Хотя, однажды, он увлекся дворовым футболом. Но достаточно быстро стало понятно, что Пеле из него не получится, он вновь вернулся в фехтование, и больше ни разу не предпринимал попыток уйти из этого вида спорта», - отмечает мама фехтовальщика.
Однако в юниорах Дмитрий не блистал, и его родители даже не представляли, что фехтование может стать его профессией. Друзья по секции были более успешны, а он мелькал «на вторых ролях». Как отмечает Елена Ригина, возможно, потому что Дмитрий был очень эмоциональным. Сначала он учился в обычной школе с уклоном во французский язык, где не очень-то успевал, однако затем перешел в школу олимпийского резерва, которую, к удивлению родных, закончил с красным дипломом. Следующим его шагом стало поступление в Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Его Дмитрий закончил также с практически отличными оценками. «С 19 лет у Димы стали появляться настоящие успехи в фехтовании. Он чаще всего выступал в команде, но и в личном зачете также стал проявлять себя. В 2011 году он выиграл турнир «Боннский лев» - тот самый, который так долго не давался россиянам», - отмечает мама спортсмена.
Смотреть на выступления сына – нервное занятие
Еще до поступления в университет Дмитрий захотел стать спортивным комментатором, но поступить в университет кино и телевидения ему не удалось. «Диме объяснили, что комментатором он сможет стать в любой момент, а потому он поступил в Лесгафта, - рассказывает мама спортсмена. - Надо сказать, что я никогда не пыталась влиять на его выбор. Сейчас он все свое время тратит на спорт. Но чем займется после завершения карьеры – я пока не знаю. Говорит, что тренером быть не хочет. Но, думаю, впереди еще много времени, и он еще успеет определиться».
Когда спортсмен уезжал на соревнования – его семье никогда не приходилось за него волноваться. Раньше они общались по телефону, теперь – по скайпу. А вот на соревнования родители Дмитрия практически не ходят. «Смотреть, как выступает Дима, для меня слишком нервное занятие. Да и он предпочитает, чтобы мы раньше финальных или полуфинальных выступлений на него смотреть не приходили. Знаете, есть такое выражение «стоять за спиной». А он итак на взводе, и наше присутствие может только помешать. Отец Димы вообще не может смотреть, как он выступает – слишком переживает за него. Я тоже нервничаю», - делится Елена Ригина.
Но, несмотря на то, что семья редко приходит на вступления Дмитрия, мама всегда поддерживает и напутствует его. «Я говорю ему: «Все твои соперники уже побеждены». Недавно Дима не очень удачно выступил на «Рапире Петербурга», а после соревнований сразу уезжал на турнир на Кубу. Видя, что он несколько «потух», я сказала «Ты обязательно приедешь с победой!», - делится Елена.
Олимпиада важна для любого спортсмена
Мама спортсмена достаточно быстро разобралась в правилах фехтования. Этому помогло и регулярное общение с сыном и его первым тренером. Да и журналы по фехтованию Елена читает с большим интересом.
Сейчас у Дмитрия есть шансы попасть в сборную России по фехтованию. «Я считаю, что Олимпиада крайне важна для любого спортсмена. Это ведь совершенно другой вид соревнований – и большая гордость хотя бы участвовать в них. Сейчас определены два участника российской команды, еще два – пока пустуют. Попадет ли Дима на Олимпиаду – посмотрим», - отмечает Елена Ригина.
И пока шансы сохраняются, семья Дмитрия искренне надеется, что ему смогут покориться Олимпийские игры. «У нас есть возможность поехать в Лондон – так что, если Дима попадет на Олимпиаду, будем там за него болеть», - добавляет мама спортсмена.