Два года в Северной столице реализуется проект «Инклюзивный спорт для всех», который рассчитан на три года и охватывает 15 регионов России: республики Дагестан, Татарстан, Карелия и Башкортостан, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский край, Ивановская, Костромская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Ростовская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург.
Проект реализуется Специальной Олимпиадой России при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Его основная развитие инклюзивного общества и социализация людей с особенностями интеллектуального развития.
Санкт-Петербург один из ярких регионов, здесь успешно реализуется проект во всех 18 районах города и за два года в проекте приняло участие свыше тысячи юнифайд-спортсменов (907 атлетов — спортсменов с интеллектуальными нарушениями и 200 партнеров — спортсменов без особенностей), 21 школа, на базе которой дети с интеллектуальными нарушениями и без таковых, занимаются спортом.
В основе проекта лежат три важные составляющие: внедрение инклюзии в школы, обучение специалистов и анализ проделанной работы — социальное исследование.
«Участие молодежи в инклюзивных проектах- это возможность найти себя,обрести внутреннюю силу помогая другим. Это не жертвовать собой, а научится строить отношения между людьми на основе уважения и любви», — считает президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер.
В состав объединенных школ входят учреждения, в которых обучаются или тренируются нормотипичные дети и учреждения, в которых обучаются, живут или тренируются дети с особенностями интеллектуального развития. Ребята вместе занимаются спортом, укрепляют свое здоровье, участвуют в соревнованиях. У школ появляется спортивная база, которая помогает тренерам и учителям успешно внедрять инклюзивный спорт. Программа позволяет со школьного возраста вовлекать детей в единые спортивные игры, открывая границы человеческих возможностей.
Важным аспектом в реализации проекта является повышение квалификации специалистов, которые работают с людьми с особенностями развития. Обучение проходит на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады».
Обучение позволяет специалистам совершенствовать накопленные знания и умения, обмениваться опытом и практиками с представителями других регионов, применять новые методы взаимодействия с особенными атлетами, привлекать к регулярным физкультурно-спортивным занятиям большее количество особенных ребят.
Сергей Гутников, генеральный директор Специального Олимпийского Комитета Санкт-Петербурга:
«Благодаря развитию инклюзии в регионе мы открыли для себя новые возможности адаптации атлетов Специальной Олимпиады России через спортивные занятия и тренировки. В этом году от нашего региона на Единых играх в Казани выступала уникальная юнифайд-пара, в которой партнер — девочка, а атлет — известный спортсмен с мировыми наградами, выступавший во многих странах мира. Мы смогли объединить ребят и добились, действительно, высокого результата. Все это стало благодаря многим факторам, в том числе и инклюзии. Чем еще прекрасен этот проект, что он позволяет не только создавать спортивно-тренировочную базу, но и обучает тренеров, на лекциях, которые проходят в рамках реализации программы мы делимся с коллегами именно такими успешными кейсами».
Важным блоком в реализации проекта является социальное исследование. На данный момент в России нет ни одного социального исследования, которое бы попыталось изучить влияние инклюзивных спортивных занятий на жизненную траекторию семей, которые воспитывают детей с особенностями развития, и на все наше общество.
Уже сейчас, проанализировав первые результаты исследования, стало очевидным, что спорт — это главная активность в жизни особенных детей, которая положительно влияет на участие особенного ребенка в занятиях инклюзивным спортом.
Благодаря инклюзивному спорту у особенных атлетов улучшается физическое и психоэмоциональное состояние, повышается самооценка, улучшается коммуникабельность, расширяется круг интересов и общения, в том числе с окружающими их в повседневной жизни нормотипичными детьми, а также взрослыми людьми.
Впереди нас ждут еще множество ярких и насыщенных событий, которые принесут ценный опыт и знания, а также помогут создать инфраструктуру для занятий спортом для людей с ментальными особенностями и без.