Если вы стоите на берегу Финского залива, легко можете представить, как когда-то по его волнам скользили узкие длинные суда с изображениями драконов на носу. И корабли, и их грозные экипажи — не просто часть мифов и саг. Они реально существовали, сыграв особую роль в истории нашей страны. Погрузиться в эпоху викингов и понять, в каких ландшафтах рождался этот особый тип мореходов, завоевателей и торговцев, турист может на побережье Балтийского моря.
Кто такие викинги
Термин викинг (старонорвежский víkingr) изначально означал того, «кто выходит в поход», особенно морской. А уж в этом походе — как повезёт. Если попадутся богатые и сильные поселения, с ними можно вступить в выгодную торговлю. Если слабые, то их можно ограбить. А иногда совместить и то, и другое — ограбив одних и тут же сбыть товар другим. Такой образ жизни таил немалые риски, и далеко не все корабли возвращались в свои порты. Но те, кто это сумел, получал и богатство, и славу — достаточную, чтобы новое поколение юнцов начало ладить драккары и сколачивать новые ватаги авантюристов.
Кое-кто не возвращался, предпочитая осесть на новых берегах и поддерживая связи с покинутой малой родиной посредством отправки торговых кораблей. Так постепенно образовывались и укреплялись маршруты, вдоль которых возникали крупные поселения, а потом и настоящие города.
Викингами мы обычно считаем представителей скандинавских народов — норвежцев, датчан, шведов, но вообще-то викинг это, скорее, обозначение не этнической принадлежности, а выбранного рода занятий. И хотя основу дружин действительно составляли скандинавы — как веками жившие на морских берегах народы, в восточной Балтике роль викинга часто примеряли на себя и местные прибрежные жители: финно-угры, балты и славяне.
«Прибрежные воины тоже были викингами, и как археология, так и письменные источники это доказывают», — говорится на сайте музея в эстонском Сааремаа, и в этом с тамошними историками можно только согласиться.
Великая логистика средневековья
Одной из важных артерий древнего мира был путь «из варягов в греки» — от Скандинавии до Византии (нынешнего Стамбула). Поскольку, по одной из версий, слово «варяг» это чуть переиначенное посредством влияния греческого языка слово «викинг», можно говорить о пути «из викингов в греки». Суда плыли по Балтике, далее по заливу, Вуоксе, Неве и Волхову — пока не выходили в водные системы Восточной Европы, прежде всего на Днепр и Дон.
Археолог Павел Конецкий пишет: «От внутренней части залива Ладога и реки Невы... через Волхов они могли достичь Новгорода, а оттуда по Днепру к Киевской Руси, Чёрному морю и далее».
Любопытно, что в отличие от Западной Европы, где викингов видели главным образом в роли беспощадных захватчиков (не случайно сохранилась средневековая католическая молитва с просьбой к Господу «уберечь от ярости норманнов»), на территории нынешней России они вели себя по-другому — грабить, при случае, конечно, не отказывались, но в целом предпочитали выстраивать долговременные связи. Это обеспечивало безопасность, прежде всего, им самим — в силу неразвитости тогдашнего кораблестроения, большинство экипажей предпочитало «каботажное» плавание, то есть следование вдоль берега, с ночёвками на твёрдой земле. Делать это постоянно, будучи в ссоре с местным населением, невозможно (обязательно запомнят, и в следующий раз перебьют всех высадившихся), а торговать с Византией хотелось. «Берег Финского залива... был свободен от врагов викингов», — констатирует финский исследователь.
Кстати, легендарная история о призвании Рюрика на княжение в Новгороде как раз является свидетельством этих отношений. И не так важно, кем был по национальности первый правитель Руси — швед, датчанин или славянин. Она говорит о том, что у местных жителей хватало сил, чтобы выгнать любых обнаглевших пришельцев, и что викингов считали достаточно «своими», чтобы позвать их на роль княжеской дружины, которая поддерживала бы порядок и законность в образующемся государстве. Собственно, с этого призвания и началась летописная история нашей страны.
Для туриста же это значит — прибрежные ландшафты Ленбласти были частью великой логистики средневековья, и он может своими глазами увидеть те самые места, где разыгрывались важнейшие для нашей истории события.
Драккары — на память
Выборг, шхеры Финского залива. Волны катят свои воды, чайки крикливо снуют над набережной, туристы фотографируются на фоне старого замка. У набережной, неподалёку от вокзала, стоят два корабля с поднятыми к небу драконовыми головами на носах — драккары. Они — не наследие викингов, но их история не менее увлекательна: эти суда построены специально для съёмок советско-норвежского фильма «И на камнях растут деревья» (1985 г.) и теперь служат памятником и истории, и кино одновременно.
Фильм, снятый по повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей», переносит зрителя в IX век, в мир морских походов и дружин. Главные роли в нём исполнили Сергей Рожков (Кукша/Эйнар Счастливый) и Тури Симонсдаль (Сигню, дочь конунга). Почему был выбран именно этот роман? По словам режиссёров Станислава Ростоцкого и Кнута Андерсена, история Кукши сочетала яркий сюжет с исторической атмосферой эпохи викингов, а также позволяла показать культурные контакты славян и скандинавов.
Сюжет фильма рассказывает о молодом славянине, попавшем в плен к норвежцам. Проявив смекалку и мужество, Кукша входит в дружину викингов под именем Эйнар Счастливый. На борту драккара герой участвует в походах, морских сражениях, влюбляется в дочь конунга. Фильм раскрывает тему «чужой/свой», «пленник/воин», показывая, как герой находит себя и одновременно тянется к родной земле.
В СССР фильм приняли тепло — его посмотрели около 19,9 млн человек, а картина закрепилась как классика советской приключенческой кинематографии. Снимали его на северо-западе России: шхеры, сосновые берега, холодные воды заливов создавали аутентичную атмосферу. Для картины на Петрозаводском судостроительном заводе «Авангард» построили два драккара, которые потом подарили городу Выборгу. Суда, ставшие визитной карточкой города, со временем пришли в аварийное состояние, и их заменили точными копиями, которые в 2025 году прошли реставрацию и продолжают стоять на набережной Выборга, словно охраняя его.
Куда ещё поехать?
Ладожское озеро и устье Волхова
Почему важно: водные пути, соединявшие Балтику с внутренними реками России. Суда викингов часто использовали эти маршруты для торговли и походов.
Старая Ладога
Почему важно: первый скандинавский форпост на востоке, первая столица Руси, крупный торговый центр «из варягов в греки». Археологические раскопки выявили жилые дома, кузницы, стеклянные бусы, оружие.
Что увидеть туристу: Музей Старой Ладоги, древние укрепления, могильники, прогулка по берегу Волхова.
Совет: экскурсия с гидом раскрывает детали торговли и морских маршрутов викингов.
Копорская крепость
Почему важно: хотя крепость довольно поздняя (XVI век), само место, где она построена, со времён викингов активно использовалось для контроля морских путей. Археологические находки бронзовых и железных предметов подтверждают присутствие людей эпохи раннего Средневековья.
Что увидеть туристу: остатки крепостных стен, музей, выставки находок эпохи раннего Средневековья.
Совет: прогулка по крепости помогает почувствовать стратегическое значение места.
Острова Финского залива у Кронштадта
Почему важно: это те самые водные маршруты и бухты, где археологи находили остатки деревянных судов и предметы торговли. Через эти места проходили скандинавские торговцы и воины.
Что увидеть туристу: природные бухты, исторические экспозиции в Кронштадте, прогулки по прибрежным маршрутам.
Совет: экскурсии на катере по заливу позволяют почувствовать «путь викинга».
Выборгский замок и окрестности
Почему важно: Выборг находится на перекрёстке торговых маршрутов Балтики и внутренней части России.
Что увидеть туристу: Выборгский замок, музей, старинные улицы, береговые крепостные укрепления — они более поздние, но преемственность с «эпохой викингов» чувствуется не менее полно, чем в Старой Ладоге.
Совет: совместить с посещением скального парка Монрепо, ещё раз соприкоснувшись с тем самым ландшафтом, на фоне которого разворачивались драматичные события эпохи викингов.
