Об изнанке своей профессии рассказал победитель конкурса «Лучший гид России-2021», экскурсовод, профессиональный путешественник, автор канала о путешествиях Денис Зоткин.
Осветитель в театре
Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Денис, что вас привело в туриндустрию?
Денис Зоткин: Мечта путешествовать. Я учился на факультете прикладной математики, и еще тогда мы с однокурсниками регулярно гуляли по Петербургу, выезжали в Ленобласть, чтобы сменить обстановку, пообщаться, полюбоваться видами. Эта любовь к городу и его пригородам переросла в желание делиться красотами с теми, кто приезжает в Питер. Я всегда проводил экскурсии по городу для друзей, знакомых, родственников и в какой-то момент понял, что мне это безумно нравится. Поэтому окончил специальные курсы, сдал экзамены и начал работать. И продолжаю учиться до сих пор – экскурсовод такая профессия, которая требует самообразования. У меня полное ощущение, что работаю гидом всю жизнь, но на деле лет 15.
Путешествую я всегда, причем не только с туристами. Выходные провожу в новых местах, или в уже знакомых, но в другую погоду, осматриваю новые достопримечательности, музеи, дворики. Облик городов меняется, и гид должен за этим следить, чтобы экскурсии всегда были актуальными.
– Вы сами пользуетесь услугами гидов во время поездок? Как отличить хорошего экскурсовода от плохого?
– Если это путешествие с туристами в условный Нижний Новгород или Сочи, то, конечно, мы всегда заказываем местных гидов. Потому что только они могут ответить на все вопросы пытливого туриста. Когда я путешествую сам по себе, пользуюсь услугами гида только в музеях, а город осматриваю самостоятельно, из-за чего однажды попал впросак. В видеоролике о Ростове-на-Дону рассказал о шелковице. Оказалось, что
местные зовут ее тютиной, и никак иначе. Наверняка местный гид мне бы об этом рассказал! Но получилось так, что в комментариях ростовчане дали нагоняй за ошибку.
Про хороших и плохих гидов не могу рассказать – такого, чтобы специалист нес откровенную чушь, в моей практике не было. Бывают забавные ошибки, оговорки, но это не делает гида плохим.
Может быть скучный экскурсовод. Иногда такими становятся и очень профессиональные гиды, которые устали на работе. И это нормально – в конце рабочего дня не остается сил на эмоции, раскрашивающие экскурсии. А еще бывает, что скучные экскурсии рассказывают скучным туристам, которые молчат и не задают вопросы.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать человек, мечтающий стать хорошим гидом?
– Во-первых, нужна быстрая реакция. Важно следить за изменениями в городе и быстро добавлять появляющиеся факты и легенды в экскурсию. Во-вторых, гид должен помнить, что он всего лишь осветитель в театре, и нужно не выпячивать себя, а управлять лучом, подсвечивающим Петербург. Погрузить в атмосферу города так, что туристам покажется, будто Пушкин мелькнул в переулке.
«Почему мужчины не в юбках?»
– Вы организуете туры не только по Петербургу, но и некоторым городам мира. В чем особенности туристов, которые приезжают в Северную столицу?
– В Петербург приезжают очень подготовленные туристы. Возможно, это связано с эрой Интернета, потому что 15 лет назад гостям города нужно было город открывать. Сегодня туристы знают, зачем и куда они едут: доходит до того, что люди хотят попасть в конкретный ресторан, к конкретному шеф-повару, а после пойти в Эрмитаж, чтобы увидеть определенную картину Рембрандта.
Часто сталкиваюсь с туристами-рецидивистами, которые не по одному разу приезжали в Петербург. Я их понимаю: не могу представить, чтобы человек приехал в этот город единожды и сказал «все, достаточно, все посмотрел, больше – ни ногой». Петербург меняется каждый день – новые памятники, новые общественные пространства, а еще пригороды расчудесные у нас – за всю жизнь подробно не рассмотришь.
Если 15 лет назад на экскурсии в основном приходили женщины, то в последнее время становится больше мужчин. Очень нравятся пары, которым уже далеко за 40 – в какой-то момент они сами начинают вести тебя по городу. У них юность прошла в Ленинграде, они помнят, что тут булочная была, а тут они с друзьями встречались… Когда был моложе, перебивал их, продолжал рассказывать про Растрелли или Росси. А сейчас молчу.
– Со стереотипами о городе сталкиваетесь?
– Обычно это касается погоды. Туристы приезжают на пару теплых дней в августе и говорят: «А у вас не так уж и холодно!». Хотя в Петербурге с сентября по март холодно и промозгло, а солнечных деньков по пальцам пересчитать. Часто спрашивают про шаверму – где самая вкусная, хотим попробовать. И как бы я их не переубеждал, что в Москве точно такая же, только название иное – это не работает.
Бывают смешные вопросы, которые задают на экскурсиях. Как-то я отвозил группу туристов в Стокгольм. Немолодой мужчина подошел ко мне и на полном серьезе спрашивает: «Это же Швеция? Стокгольм? А почему мужчины не в юбках?». А в Петербурге столкнулся с тем, что девять из десяти туристов на мой вопрос о том, зачем разводят мосты, отвечают «для красоты». Здесь уже недоработка гидов – отпускников ведь привозят на пару минут показать этот самый развод и обратно в гостиницу, потому что завтра Эрмитаж и Царское село. Поэтому я стараюсь даже на дневной экскурсии объяснить, что такое Волго-Балтийский водный путь и зачем все-таки разводят мосты в Петербурге.
– А петербуржцы, которые едут с вами в туры, кто они?
– Чаще всего путешествуют женщины старше 60 лет. Утверждение, что путешествовать дорого – всего лишь миф. Сейчас много недорогих направлений, где за день проживания вы потратите не больше, чем в Петербурге или Москве. И туристы этим пользуются. Особенно стало заметно после пандемии: видимо, люди поняли, что мы смертны и нужно успеть увидеть как можно больше. Хотя и до коронавируса петербуржцы любили путешествовать.
– Бывают туристы, которые знают больше вас?
– Конечно! Я не работаю всезнайкой и осознаю, что история и культура Петербурга необъятна, все знать мне не дано. Моя цель – повернуть голову туриста в нужную сторону, чтобы он восхитился красотой. Показать ему город и рассказать немного фактов так, чтобы он вернулся в гостиницу и захотел прочитать биографию выдающейся личности или историю определенного дома.
Можно поучиться у финнов
– Чего не хватает туристической составляющей Петербурга?
– Навигации. У нас беда с указателями. Представьте: чтобы увидеть Янтарную комнату, нужно ехать в город Пушкин, но оказаться в Царском селе, при этом выйти на железнодорожной станции «Детское село»! Туристу, который впервые оказался у нас, это сложно осознать.
Не хватает парковок для туристических автобусов. Во всем городе только два-три места, где можно запарковать 50-местный автобус. Туалетов можно было бы побольше, но в сравнении с другими городами страны в Петербурге не так все плохо. Например, на трассе до Москвы туалетных комнат, где можно остановить большой автобус, только две. Это на 700 километров! На дорогах из Северной столицы до городов Ленобласти таких остановок вообще нет. А ведь туризм начинается с туалета.
Большая проблема и в том, что мы не умеем улыбаться. Человеку, который приехал в другой город, вышел из зоны комфорта и испытал небольшой, но стресс, нужна всего лишь улыбка, чтобы он понял: я добрался, все хорошо. Улыбка хотя бы на стойке информации в отеле. Но нет. Здесь нам можно поучиться у финнов – у них солнечных дней еще меньше, чем у нас, а улыбок больше.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.