Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 9 минут
199

ТОП самых красивых маяков под Петербургом. Где и что посмотреть

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 28. Аргументы и факты - Петербург 09/07/2025 Сюжет «Русская Балтика»
Маяки в Петербурге и  окрестностях – не только рабочие объекты флота, но и часть культурного ландшафта.
Маяки в Петербурге и окрестностях – не только рабочие объекты флота, но и часть культурного ландшафта. / Serguei Fomine / www.globallookpress.com

Финский залив – ключевая водная артерия для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из-за мелководья и ледовых условий маяки здесь играют жизненно важную роль, помогая судам ориентироваться в сложной акватории, особенно ближе к Неве и морским каналам. Кроме того, они создают особую романтическую атмосферу, которая так радует туристов.

История маяков на берегах Балтики восходит к указу Петра I 1719 года, тогда на Котлинком мысе и островах Финского залива начали строить первые маяки. Сейчас в этом регионе более 30 маяков, многие из которых – настоящие памятники инженерии и архитектуры.

«Маяки в Петербурге и окрестностях – не только рабочие объекты флота, но и часть культурного ландшафта», – говорят участники проекта Nam Light, популяризирующего морские огни Северо-Запада.

Современник Петра

Толбухинский маяк находится на острове Котлин, неподалёку от Кронштадта, и исполняет свой долг уже более 300 лет.

Фото: wikipedia.org

Он основан по указу Петра I в 1719 году. 13 ноября 1718 года в письме вице-адмиралу Корнелию Крюйсу царь написал: «…Сделать колм каменный с фонарём на косе Котлинской». На эскизе башни маяка, составленном собственноручно Петром I и приложенном к письму, были указаны основные размеры башни, а внизу его же рукой сделана приписка: «Протчее даётся на волю архитектору». Первоначальное название маяка – «Котлинский». В 1736 году переименован в «Толбухин», в честь полковника Федота Семёновича Толбухина, начальника гарнизона Кроншлота, первого коменданта Кронштадта, отличившегося при обороне Котлина во время Северной войны.

Сначала маяк был деревянным, позже перестроен в камень и до сих пор работает, предупреждая моряков о прибрежных мелях. Сейчас за маяком присматривают смотрители – например, тихими вечерами они рассказывают, что гром штормовых волн, «как стёкла гудят, как гитара». И это не метафора – именно так описал атмосферу маяка один из журналистов. Толбухин – недоступен для туристов, зато великолепен с воды: экскурсии из Кронштадта позволяют увидеть его с борта катера и прочувствовать дыхание Балтики.

Француз среди сосен

Если ехать из Ораниенбаума на юг, к берегу, путь приведёт к маяку, который местные ласково называют «парижанином». Это Шепелёвский маяк.

Он действительно строился по французской технологии и запущен в 1910 году. Башня – строгая, белая, украшена резным балконом и металлическим куполом. На удивление элегантна, особенно в закатном свете. В целом, маяк завораживает: колоритный, белый в красную полоску – как из старинной сказки.

Фото: wikipedia.org/ Alexey Komarov

«В советские годы здесь дежурили по трое. Теперь всё автоматизировано, но за башней всё равно нужен глаз да глаз. Морская соль – страшная штука», – вспоминает бывший смотритель Александр, чьи слова приводит журнал «Морская техника».

Во время блокады маяк стал частью Малой дороги жизни – зимой машины шли по льду от Шепелёвского до островов Сескар, Малый и Лавенсаари.

До маяка можно дойти пешком от деревни Шепелёво. Туристам внутрь не попасть – башня под охраной. Зато рядом установлен заброшенный сигнал-модуль – отличная точка для фото с видом на залив и лес.

На краю земли

Где заканчивается Россия? Для моряков в Финском заливе – там, где стоит маяк Родшер.

Фото: wikipedia.org/ Larry Mills

На крошечном островке в западной части Финского залива, прямо посреди волн и ветров, в 18 км к западу от острова Гогланд, у российско-эстонской границы. Остров административно входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. Был построен в 1806 году и перестроен в 1886-м году. Капитально не перестраивался с конца того же столетия, поэтому считается памятником дореволюционного инженерного искусства. Работает в автоматическом режиме, энергией подпитывается от солнечных батарей. Посылает судам световой сигнал, который повторяется с интервалом в 15 секунд.

Высокий, массивный, выкрашенный в красно-белые полосы, он служил ориентиром для кораблей, идущих в Петербург из Европы.

«Родшер стоит, как солдат. Самый западный огонь Балтики. Здесь другая тишина – не туристическая, а глухая, морская», – писал участник экспедиции проекта Nam Light.

Добраться туда сложно. Нужна лодка, опытный капитан и разрешение от пограничников. Внутрь – только по спецпропуску. Но даже взгляд на Родшер с воды – уже впечатление. Кажется, время здесь остановилось. Солнце садится в Балтику, чайки кричат, волны гремят о гранит. А башня молчит. Её дело – светить, не говорить.

Свидетель революций

Маяк Стирсудден установлен на северном берегу залива в 1872 году по распоряжению великого князя и адмирала Константина Николаевича (Романова) на Сейвястовском мысу.

Фото: Кадр RUTUBE/ скриншот видео.

До его появления возле Сейвясто тонуло много судов, ведомых в те времена лишь по мореходным вехам, так как в этом районе у берега много мелей, и плавание здесь было опасным.

Строили маяк эстонские рабочие, кирпич привозили из Таллина. В июне 1907 года здесь ненадолго остановился Владимир Ильич Ленин. Его пребывание запомнилось летними прогулками по берегу и временным укрытием от царской полиции – близ маяка была дача профессора Книповича, где Ленин отдыхал с Крупской. В память об этом посещении на острове установлена мемориальная стела. В настоящее время маяк светит белым проблесковым огнём на расстояние до 21 морской мили.

Гигант Петербургского порта

В устье Морского канала, ведущего в Большой порт Санкт-Петербурга, виднеется высоченная башня – 73 метра. Это Lesnoy Mole Rear Range Light, самый высокий маяк России и четвёртый по высоте в мире.

Фото: wikipedia.org/ Larry Myhre

Его задача – показывать кораблям точное направление по Морскому каналу в Петербург. «Он светит не как обычный маяк – он указывает направление. Если смотришь на два огня, и они совмещаются – значит, ты идёшь точно по курсу. Это как навигационный компас в реальности», – объяснял гид морского музея Кронштадта.

Он выглядит строго и даже немного индустриально. Его редко фотографируют туристы – добраться трудно, а охрана не пустит. Но с воды, с прогулочного катера, особенно вечером, он производит сильное впечатление. Вокруг – тишина промзоны и редкие гудки проходящих судов.

Этот маяк – пример того, как технический объект может стать городской достопримечательностью.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb и Дзен – https://dzen.ru/spb.aif.ru. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах