Программа включает в себя выставки, творческие встречи с киноведом Михаилом Трофименковым и музыкальным критиком Артемием Троицким, показы классики и современности кинематографа и даже… демонстрации футболок и комбинезонов с принтами Наполеона и Александра I. Наш корреспондент узнала подробности.
Не парад портретов Наполеона Бонапарта!
Программа фестиваля современного искусства «Арт Анфас. Наполеон – 12. Художественные практики» начнется в мае и будет продолжаться в течение всего июня. Неслучайно выбрано это время. 12 июня началась военная кампания 1812 года.
Фестиваль – креативное и современное осмысление истории и сложившейся в тот период ситуации. Дело в том, что Наполеон – это не только война 1812 года, но и культурное явление, с которым связано появление стиля ампир.
«С образованием империи Наполеону потребовался торжественный стиль, стиль ампир. Это такое направление, которое после рококо, является наиболее выдающимся. Возможно, стиль не такой комфортный и мягкий, как предыдущие, но он парадный? и этим все сказано», – рассказал Александр Борисов, представитель салона «Style de France».
Стоит отметить, что Наполеона Бонапарта в качестве темы фестиваля не следует воспринимать прямолинейно и портретно-фигурально, это просто точка отсчета для художественного поиска, призма, через которую можно проявить личное восприятие исторических и культурных феноменов. И, безусловно, это не будет парад портретов Наполеона Бонапарта! Одних заинтересуют психологические аспекты личности Наполеона, контраст триумфального взлета и одиночества на острове Святой Елены. Других привлекут персонажи, оказавшиеся на страницах его судьбы.
Комбинезоны с Кутузовым…
В рамках фестиваля музей политической истории в июне представит выставку «Русская разведка в 1812 году». На ней покажут большое количество документов о Наполеоне. В выставке участвует Государственный архив и Государственный Эрмитаж. Вместе с тем, в программе фестиваля появятся и необычные предметы искусства. Так, в прошлом году в Москве проходил конкурс, посвященный битве при Бородино. На нем были продемонстрированы образцы молодежной одежды – сумки, майки, комбинезоны с принтами Наполеона, Кутузова и других персонажей военной кампании 1812 года.
Естественно, что мероприятие «Арт Анфас. Наполеон – 12. Художественные практики» привлекло в первую очередь художников. Оно пройдет на нескольких известных площадках города. Самая первая выставка открывается в Lazarev gallery. «Отношение России и Франции, фигура Наполеона – эти темы для живописи чрезвычайно выразительны. Но зная художников, которые будут принимать участие в этом проекте, можно сказать с уверенностью, что на декоративной стороне и внешних атрибутах истории они не остановятся. Скорее всего, будут провокации, интересные объекты, инсталляции. Мы будем комбинировать актуальное искусство и классическое. Таким образом, показывая взаимосвязи, игру и развитие этих направлений. Хочу добавить, что сборные выставки важны для нас тем, что мы своим друзьям и посетителям даем возможность показать широкий спектр современного искусства. Это важный образовательный проект для нас», – отмечает Марина Штагер, «Lazarev gallery».
Марина Виноградова, «AnnaNova»: Мы, в свою очередь, представим два направления. Первое – шахматы, посвященные войне 1812 года. Это фигурки Наполеона, Александра I, Кутузова и других… Масштабный проект воплощался 3 года. Что касается непосредственно самой галереи – мы уже заявили художникам тему. И не собираемся никак их контролировать. Будут сюрпризы!»
Ольга Остерберг, арт-клуб D137: «У идеи фестиваля широкие возможности для творчества в разных направлениях, неограниченные рамками только актуального искусства. Я очень люблю Францию. Эта тема меня волнует и интересует. Галерея D137 – это место не стандартное. Мы всегда отличались тем, что у нас проходили мероприятия, связанные с музыкой, круглые столы, кинопоказы, посвященные русскому року. Мы делали выставку Ронни Вуда (гитариста Rolling Stones), проводили круглые столы с Тимуром Новиковым, и проект, посвященный Марлен Дитрих.
На этот раз мы устроим кинопоказы и творческую встречу с Михаилом Трофименковым, известным кинокритиком, с человеком, который очень хорошо знает французское искусство. Я думаю, что в кинопрограмме будут: классика 1927 года - «Наполеон» французского режиссера Абеля Ганса. Художником картины являлся Александр Бенуа! Фильм этот совершенно уникальный, потому что он абсолютно авангардный. В нем найдены вещи, которые близки современно кинематографу. И сериал 2002 года, в котором снимались знаменитости – Изабелла Росселини, Жерар Депардье, Джон Малкович. А музыкальный критик Артемий Троицкий проведет творческую встречу, посвященную французской музыке.
Костры на Елисейских полях
Как пояснил нашему корреспонденту Мишель Гранж, директор Французского института в Санкт-Петербурге, 2012 год – год сезонов русского языка и литературы во Франции, а также французского языка и литературы - в России.
Главная его задача: «сделать русский язык более популярным в современной Франции, а французский – в России.
– Скажите, что для вас этот фестиваль?
– В первую очередь этот проект посвящен Наполеону. Во-вторых, мы празднуем 200 лет с момента военной кампании Наполеона. Несмотря на то, что для Франции это не обернулось победой, тем не менее, мы отмечаем это событие. (Улыбается).
Хотя эта война окончилась миллионами жертв, но все равно были и положительные стороны. Огромная человеческая драма, которая была порождена этой войной, способствует рождению какой-то новой надежды. Когда французам задают вопрос: «Вы знаете, что после войны, посреди Елисейских полей в Париже русские казаки устраивали костры?» Многие французы признаются, что ничего подобного они не знают. Мы чувствуем, что обязаны вспоминать об этом, задумываться о тех положительных и отрицательных моментах, которые произошли во время этой войны. Конечно, когда во Франции мы говорим о Наполеоне, то это всегда вызывает спор. Есть люди, которые считают, что это был великий человек. Есть другие, которые воспринимают его как тирана, который хотел восстановить рабство в некоторых колониях. Но мы имеем дело с реальной жизнью, здесь нет черного и белого. Здесь есть двойственность, о которой стоит задуматься. И я надеюсь, что художники, которые будут работать над этой темой в галереях, они смогут проанализировать сложность и многосторонность этой личности.
– Мишель, вы сказали, что есть оппоненты и сторонники Наполеона в современной Франции. Можно ли сказать, кого на данный момент больше?
– Я приведу вам несколько примеров, потому что для Франции Наполеон сделал многое – заложил фундаментальные основы, на которых государство держится до сих пор. Первый пример – «Гражданский кодекс». Это кодекс, который до сих пор определяет права женщин, права семей и так далее.
Но с другой стороны, Наполеона считают очень властной и авторитарной фигурой. И его такое безудержное желание создать французскую империю, амбиция протянут империю на всю континентальную Европу, ставит под сомнение его положительный вклад в историю развития Франции.
Кроме того, нужно понимать, что эти имперские амбиции подразумевали под собой миллионы смертей и восстановление рабства в нескольких французских колониях. Вот вам лишь только два примера. Но невозможно сказать, какой из этих точек зрения придерживается большинство французов.
–Несколько неожиданный вопрос – а в каком возрасте французский ребенок впервые слышит имя Наполеон и осознает, кто это?
– Я не могу ответить на ваш вопрос. (Улыбается). Но есть одна вещь, которую я бы хотел, чтобы все дети узнали, когда они сталкиваются с именем Наполеона. И я здесь приведу цитату из Конфуция – «Процветание страны зависит не от ее богатства, не от ее военной мощи, а от ее правосудия». Если бы французские дети могли бы ассоциировать образ Наполеона с этой фразой, несмотря на то, что фраза родилась гораздо раньше его, это было бы прекрасно.