В XIХ веке учебное заведение приравнивалось к высшему образованию. Обучение длилось 6 лет, за которые дети аристократических родов и высших чиновников должны были получить достойное образование. Планировалось, что выпускники лицея будут занимать руководящие должности на государственной службе. На деле же лицей выпустил десятки, сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей.
SPB.AIF.RU рассказывает, какой уклад царил в пенатах лицеистов, и чем он отличается от современного учебного процесса.
Здание лицея
Лицей располагался во флигеле Царскосельского дворца. Изначально предполагалась, что на обучение туда поступят великие князья, младшие братья императора, но со временем от этой идеи отошли.
Новое четырехэтажное здание идеально соответствовало требованиям образовательного процесса. На первом этаже размещалась медчасть и администрация. На втором располагались учебные классы для младшего курса. На третьем обитали третьекурсники, а также там находился парадный зал для торжеств. Верхний этаж был отведен спальням.
Многие историки отмечают скудность обстановки комнат. Из мебели были лишь кованая кровать, канцелярский стол, комод для вещей и туалетного столика для умывания.
Церковь и квартира директора были в отдельном здании. Между смежными комнатами располагалась невысокая перегородка, через которую лицеисты переговаривались после отбоя.
Как и чему учили
Систему образования для студентов придумал советник императора, Сперанский. Мальчики поступали в обучение в возрасте 10-12 лет и должны были освоить ряд гуманитарных и военных наук. Программа была рассчитана на 6 лет.
В преподавательский состав входили семь профессоров, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, а за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.
Основными дисциплинами были родной и иностранные языки (русский, латынь, французский, немецкий), точные науки – алгебра, геометрия, тригонометрия и физика, нравственные науки – основы логики, закон Божий, философия, гуманитарные предметы – история, хронология, география, а также риторика, танцы, изобразительное искусство и физическое воспитание, на уроках которого лицеисты занимались гимнастикой, плаванием, фехтованием и верховой ездой.
Распорядок дня
Считалось, что продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию юношей, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми. Современные дети по сравнению с лицеистами ничем не ограничены и к совершеннолетию едва ли готовы выпорхнуть из родительского гнезда.
День лицеистов начинался рано, в 6 часов утра. Учащиеся просыпались и после молитвы начинали повторять задания. С 8 до 17 часов шли занятия с перерывами на завтрак, обед и прогулку в парке. После этого учащиеся гуляли, полдничали и занимались гимнастикой. Время с 20 до 22 часов было предназначено для ужина, повторения уроков и прогулки перед сном. В 22 часа – отбой.
Каникулы
Сегодняшние школьники ужаснулись бы, если бы узнали правила жизни лицеистов. У юношей каникулы были только раз в год. В уставе обозначалось: «Июль месяц есть время роздыха». На учебу лицеисты выходили с 1 августа, то есть, на месяц раньше современных школьников.
Лицей был закрытым учреждением. Молодые дворяне не могли покидать учебное заведение во время каникул. Родителям лишь иногда позволялось навещать своих чад. Студентов оберегали от баловства со стороны родных и искушений мира.
Форма
Форма лицеистов несколько раз менялась от золочено-богатой до максимально практичной. Сначала портной императора Мальгин сшил юношам франтоватые синие мундирчики с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку. К образу прилагались ботфорты и треуголки. Это была праздничная форма.
На буднях лицеисты носили простые сюртуки, с красными воротниками, а после Отечественной войны 1812 года студентов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки. Этот факт не радовал богатых наследников, ведь такая же форма была у маленьких придворных певчих.
Чем кормили
Иван Пущин, друг Пушкина и один из первых выпускников лицея, оставил подробное описание системы питания в Царскосельском лицее.
Студентов кормили четыре раза в день. При этом рацион был достаточно разнообразным даже после отечественной войны. Сами студенты умудрялись доставать сладости и вино.
«Обед состоял из трех блюд. По праздникам давали четыре. За ужином – два. Кушанья были хороши, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву (служащий – прим. ред.) в бакенбарды. При утреннем чае – белая булка. За вечерним – половина булки. Сначала давали по полстакана портеру за обедом, потом эта английская система была упразднена. Ограничивались отечественным квасом и чистой водой. Дядька Кемерский иногда по заказу именинника за общим столом ставил кофе с сюрпризом утром или шоколад вечером».
Последний выпуск студентов датируется 1917 годом. Образовательные основы, заложенные Сперанским, до сих пор признаются одними из лучших для развития и образования молодежи.