Разрешить или запретить? Депутаты хотят позволить тонировать автомобили

Сейчас штраф за тонированные передние стекла составляет 500 рублей. © / ГИБДД УМВД по Рязанской области

SPB.AIF.RU разобрался в проблеме и выяснил все тонкости парламентской инициативы

   
   

Выжигает глаза

Запрет на тонировку лобовых и передних боковых стекол автомобилей действует с 2010 года. С тех пор штраф нарушение карается штрафом в 500 рублей. Ветровое стекло и два боковых передних стекла должны иметь светопроницаемость не ниже 70%. На практике это означает, что они не должны быть вообще затонированы. Дело в том, что светопроницаемость обычного прозрачного стекла без каких-либо пленок и напылений равна 80-85%. Поэтому использование любой, даже самой «легкой», тонировки сделает эксплуатацию автомобиля вне закона.

При этом светопроницаемость заднего и задних боковых стекол не регламентируется. Основной причиной «запрета» тонировки в Госавтоинспекции тогда называли «непрозрачность» машины, за которой «ничего не видно», что часто приводит к ДТП на дороге. Это было странно, ведь затемненные задние стекла затрудняли обзор другим транспортным средствам также, как и передние. Однако закон вступил в силу и в течение 9 лет любители «уединения» нещадно штрафуются на дорогах, сотрудникам ГИБДД выдаются специальные приборы, которые способны рассчитать светопропускную способность стекол.

Сотрудники ГИБДД специальными приборами проверяют прозрачность стекол. Фото: ГУ МВД России

В последние годы в обществе часто поднимался вопрос полного запрета тонировки еще и в связи с усилившейся террористической угрозой. Многие эксперты и депутаты высказывались, что за темными стеклами автомобилей могут скрываться люди со злыми намерениями. И как-то забывалось, что тонировка может служить спасением от прямых солнечных лучей и средством защиты от воров.

«Законопроекты Госдумы в последнее время носят запретительный характер. В обществе запретов и ограничений пусть даже ради каких-то благих намерений будет депрессия и отсутствие роста удовлетворенности жизнью и благосостояния. Тонировка никак не влияет на антитеррористическую безопасность. Она является средством защиты от воров, которые не видят, что лежит на заднем сиденье. Она защищает от солнца и неправильно отрегулированных фар. Если бы у меня не было тонировки на задней части автомобиля, то я мог много раз попасть в аварию из-за того, что сзади пристраивался человек с прожекторами, «выжигающими» глаза. Кроме того, у нас страна большая и разная. Попробуйте сейчас поездить на юге без тонировки. Там она является средством безопасности водителя, потому что без нее солнце настолько интенсивное летом, то мозги буквально «плавятся», – уверен координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Людей не видно

И парламентарии будто бы услышали здравомыслящих экспертов, задумавшись над тем, чтобы отменить штраф за тонировку всех стекол.

Группа депутатов от ЛДПР внесла на рассмотрение в российский парламент проект закона об отмене штрафов за тонировку автомобилей. Авторы документа отмечают, что тонирование стекол – распространенная международная практика, призванная сделать вождение безопасным и комфортным. Во-первых, оно позволяет снизить нагрузку на кондиционер в теплое время года. Во-вторых, защищает от света фар встречных автомобилей, да и попросту делает нахождение в салоне более комфортным. 

   
   

Кроме того, нынешняя практика показывает, что даже если светопропускание стекол соответствует ГОСТу, это не спасает автомобилистов от штрафов. Приборы, которые используются для замеров, имеют серьезные погрешности.

«Я полагаю, что перед рассмотрением данного законопроекта в комитете пройдут соответствующие переговоры, консультации с привлечением представителей органов исполнительной власти - МВД, ГАИ, и Минтранса», -заявил глава комитета Государственной думы по труду и социальной политике Ярослав Нилов. «Для того чтобы мы пришли к какому-то сбалансированному решению, используя наработанную практику западных стран, учитывая потребность наших граждан и погодные условия. Мы можем посмотреть статистику и понять, что на аварийность на дороге чаще всего влияет состояние дорожного полотна, наличие алкоголя в крови водителя, состояние колес и тормозная система. Редко, когда тонировка становится причиной дорожно-транспортного происшествия».

Однако, не все эксперты согласны с мнением парламентария.

«Правила, которые сейчас действуют, уже сложились, они привычные, и мне кажется, их можно было бы оставить без изменений», -считает эксперт. Фото: ГИБДД г. Кемерово

«Разрешение на тонировку всех стекол будет означать, что сейчас опять все машины наглухо затонируют, кто делал это раньше. Сейчас задние стекла тонированы у многих, передние — нет. Можно видеть, кто управляет автомобилем. Правила, которые сейчас действуют, уже сложились, они привычные, и мне кажется, их можно было бы оставить без изменений. Если сейчас все по кругу автомобили опять будут затемнены, это только ухудшит безопасность движения. В ночное время суток из-за тонировки действительно можно не увидеть какое-то препятствие на дороге, в том числе людей на обочинах», -уверен заместитель президента адвокатской палаты Санкт-Петербурга, специализирующийся на ДТП, Владимир Гарнин.

Пока рано говорить, какие перспективы ждут законопроект группы депутатов. Документ только внесен в Госдуму.  Поэтому появившаяся информация, новый закон о тонировке вступил в силу с 1 июля 2019 года, не соответствует действительности. Скорее всего, до начала осенней сессии парламента документ не успеют рассмотреть.