Соответствующая инициатива Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ получила одобрение в Кремле. До 4 марта правительства двух столиц должны определить зоны, куда на «жигулях» пускать не будут.
Начнут с центра
Законодательная база уже подготовлена: ещё в июле 2018 года в ПДД России появились знаки, ограничивающие движение мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей с экологическим классом «Евро-3» и ниже. Вскоре их можно будет увидеть на улицах Москвы и Петербурга. Предполагается, что штраф за нарушение составит 500 рублей, но сумма может быть значительно увеличена. Если верить данным агентства «Автостат», нововведение коснётся более половины автомобилистов, так как 58 % легковых авто в России имеют класс токсичности «Евро-3» и ниже. Экологи считают такое решение прорывом, поскольку до 90 % загрязнения воздуха приходится именно на автотранспортные средства.
- Ограничения на въезд автомобилей с двигателями классов «Евро-3», «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0» на треть сократят вредные выбросы, в частности, загрязнение диоксидом азота и углекислым газом, - говорит эксперт в области городской экологии, координатор проектов по климату и энергетике «Гринпис» Василий Яблоков. - Логично начать с центра и затем распространить на другие районы с плотной жилой застройкой - в первую очередь те, где и без того неблагоприятная обстановка из-за промышленных предприятий. С воплощением этой идеи не должно быть особых сложностей. Контролировать порядок движения в экологических зонах планируют с помощью дорожных камер. Начиная с 2011 года в документах на автомобиль стали указывать принадлежность к экологическому классу в зависимости от содержания вредных веществ в выхлопных газах - от самой низкой категории «Евро-0» до «Евро-6». Всю эту информацию можно будет отследить по номеру машины. Однако действовать нужно комплексно и не только запрещать, но и предлагать альтернативу - развитый общественный транспорт, велоструктуру.
Также предстоит решить, что делать с совсем старыми авто, у которых экологический класс не прописан в ПТС. По данным ГИБДД, в России зарегистрировано 7,7 млн легковых машин возраста 10-15 лет и 14,5 млн - старше 15. В Петербурге таких - тысячи. Будут ли штрафовать их владельцев за въезд в запретную зону - пока не ясно. Пункт правил, указывающий, что машинам без экологического класса под соответствующий знак проезжать также запрещено, вступит 1 июля 2021 года.
Пора ограничить скорость?
Европа уже давно начала закрывать центр города от чадящих «драндулетов». Особую борьбу там ведут со старыми дизельными авто. Например, в Брюсселе проезд закрыт для автомобилей с бензиновым двигателем ниже класса «Евро-2», с дизельным - ниже «Евро-3». На въезде в каждую экологическую зону установлены видеокамеры, которые подключены к базе данных автомобилей. Если линию пересекает машина, номера которой в базе нет, владельцу приходит штраф в 150-300 евро.
Иностранцам необходимо зарегистрировать авто в базе заранее. В Германии, Франции, Дании транспортные средства имеют специальные наклейки, и в большинстве экологических зон въезд разрешён только автомобилям 4-го класса. Во Франции кроме постоянных экологических зон есть временные, где ограничения вводятся во время высокого уровня загрязнения воздуха.
В рекомендациях СПЧ также есть идея ограничения скорости - «на улицах регулируемого движения» до 50 км/ч, на «улицах местного значения» до 30 км/ч. С подобной инициативой в Петербурге уже давно выступает депутат Заксобрания Алексей Цивилёв.
- Ограничение скорости движения в городах до 50 км/ч, а в ряде случаев до 30 км/ч - мировая практика, - объясняет он. - По данным ВОЗ, вероятность смерти взрослого пешехода, сбитого машиной, двигающейся со скоростью 50 км/час, составляет менее 20 % и уже 60 % -
при скорости 80 км/час. Ограничения должны быть введены хотя бы на некоторых участках -
там, где чаще всего происходят аварийные ситуации.
Также парламентарий обращает внимание на то, что сейчас лихачам выписывают штраф лишь за превышение скорости на 20 км, поэтому вместо допустимых 60 км/ч на дорогах Петербурга они «топят» до 79.
Однако пока законопроект поддержки ни в парламенте, ни в Смольном не нашёл.
Смотрите также:
- СовФед одобрил закон об увеличении штрафов для автомобилистов Москвы и Петербурга →
- С сегодняшнего дня выросли штрафы для автомобилистов Петербурга →
- В Петербурге хотят ограничить движение транспорта до 30 км/ч →