Буддийская послушница Елена Жемкова: «Надо быть терпеливым и терпимым»

   
   

Лена еще не монахиня, она - послушница, и так как буддийского женского монастыря в городе нет, ей приходится жить «в миру».

Одеяние из Индии

- Лена, вы резко выделяетесь из толпы, нет ли агрессивной реакции окружающих?

- Сложностей с окружающими нет. Если человек сам по себе добрый и открытый, он не вызовет конфликт.

- Мне кажется, вы идеализируете...

- Возможно, но реплики, которые я слышу на улицах, чаще всего меня радуют. Восклицают, к примеру: «Далай лама!», или даже буддийскую молитву произносят: «Ом мани падме хум», или спрашивают: «А как попасть в ваш храм?». Повезло, что я живу в многонациональном и культурном городе: люди понимают, к какой религиозной традиции отношусь. Вот из-за обритой головы иногда принимают за скинхеда.

- Когда вы в первый раз обрили голову и вышли на улицу в монашеском одеянии, был стресс?

   
   

- Нет, это большое счастье. В городе недавно появилась еще одна девушка-послушница, есть две-три монахини.

- Где вы взяли монашеское одеяние, в ателье ведь не сошьешь?

- Его мне привезли из Индии. Монашеская одежда шьется в соответствии с древней традицией, ткань берется специальная, поэтому нельзя просто заказать в ателье.

«Развить сострадание»

- Как вы увлеклись буддизмом?

- В дацан меня привел знакомый, который увидел мой интерес ко всему восточному. Мне было лет 14, и с тех пор этот храм для меня как родной дом. Даже по-бурятски немного начала говорить. Бабушки-бурятки, когда видели меня в дацане, шептались: «Точно в прошлой жизни буряткой была». Мой отец - человек образованный, интересующийся разными религиями, меня поддерживал. Для мамы мое увлечение показалось странным, но через несколько лет она даже стала гордиться, что ее дочь - «особенная».

- Как вы приняли сан послушницы?

- Как и в любой религии, есть ритуал, я дала обеты, к примеру - не заводить семью. А чтобы получить монашеский сан, нужно поехать в Индию. Там есть монастырь, где европейцы, желающие стать монахами, должны прожить пять лет. Вообще же традиционное буддийское обучение занимает пятнадцать лет.

- Трудно в обыденной жизни придерживаться ограничений, которые накладывает послушание?

- Совсем из социума уходить нельзя, ведь вся наша деятельность - для людей. Но, конечно, нужны ограничения, к примеру, по телевизору я смотрю только новости. Можно и в театр сходить, но - изредка. Пользуюсь Интернетом, который дает возможность прочесть нужные книги, общаться с буддистами всего мира.

Вот уже два года я - вегетарианка. Лечусь только с помощью тибетской медицины, основанной на травах и минералах, обычные таблетки мне не помогают.

Трудна материальная сторона жизни, потому что монах не должен работать, а пребывать в молитве и медитации. Я учусь в Университете, изучаю лингвистику, английский, подрабатываю репетиторством. С работой у меня проблемы: хоть мне не обязательно ходить в офис в монашеской одежде, но бриться наголо я должна, так что не везде возьмут.

Главное - постоянная аналитическая работа ума, даже во сне. Есть даже специальная медитация «на сон», благодаря которой человек и в этом состоянии способен себя контролировать. Если, к примеру, ему снится, что предлагают алкоголь, он говорит: «Нет, спасибо, я монах, я не пью».

Встреча с Учителем

- Знаю, что для буддистов важен Учитель. Как удалось его найти в России?

- В буддизме считается, что благодаря прошлым жизням учитель и ученик узнают друг друга. Два года назад я встретила знаменитого тибетского учителя Патрула Ринпоче. Никаких сомнений не было, что это мой учитель, потому что оказалось - он знает все мои проблемы. И еще - больше всего на своих лекциях он говорил о сострадании, что для меня чрезвычайно важно - именно сострадание я стремлюсь в себе развить, и это-то тяжелее всего дается.

- Трудно сострадать тем, кто толкает тебя в транспорте, хамит в магазине…

- В последние десятилетия много было в людях разрушено из-за снижения уровня жизни, но все равно, на мой взгляд, они вернулись к состоянию добродушия. Цикличность в жизни общества и человека существует всегда, счастье и беды чередуются. Поэтому нужно быть терпеливым и терпимым. Как говорит Учитель: когда люди видят твои благие поступки, они стараются поступать так же.

Смотрите также: