Между Богом и маммоной. Михаил Боярский - о служении Отечеству и команде миллионеров

Фото Сергея БЕРТОВА

   
   

 

Спасти мир?

- Я не склонен отмечать дни рождения, - говорит Михаил Сергеевич. - А вот СМИ почему-то пытаются это сделать. Я и на Новый год смотрю равнодушно. Это выдумка человеческая. Хотя - пускай, всё-таки радость, хорошая традиция. Вот уже лет 25 мы празднуем дома.

Я бы с удовольствием пошёл в гости, на готовенькое, но неохота выбираться. Чем скромнее Новый год, тем приятнее. Раньше любил предпраздничные хлопоты, постепенно всё сошло до телефонных звонков тем, кто остался. Телевизор в эту ночь не смотрю.

«АиФ-Петербург»: -: Зато сами в телевизоре будете, потому что снялись в мюзикле «Красная Шапочка».

- Играю там короля, пою. Последние три года участвую в новогодних мюзиклах, это работа непыльная: снимаем в Петербурге, без нервов, с минимумом текста и примерок.

«АиФ-Петербург»: - Ну а в следующем году увидим ли мы вас в образе инспектора Лестрейда в новой версии «Шерлока Холмса»? 

   
   

- Я раз семь отказывался, потому что к сериалам отношусь скептически. «Имел честь» лет 15 назад сняться и решил, что больше этого делать не буду. Но режиссёр взмолился: «Вы меня убиваете!».

И всё оказалось гораздо лучше, чем предполагал. Работали опять-таки в Петербурге, в основном по ночам. А техника сейчас такая, что снимаешь на Неве, а на другой стороне - Тауэр. Лестрейд в фильме будет более жёстким, чем в других экранизациях. Для него самое главное - королева и отечество. И ради этого он может убить любого.

А вот насчёт того, увидят ли зрители фильм… Там же все стреляют, курят, пьют - всё, как написано у Конан Дойла. Сериал, видимо, подпадает под указы «о борьбе», возможно, его или порежут, или не выпустят.

«АиФ-Петербург»: - Кстати о «борьбе». Правда, что вы возглавили движение «За права курильщика»?

- Да, меня туда пригласили. Наверное, как самого заядлого. Я - сопредседатель общества, национальный лидер по борьбе за права курильщика. Важно, чтобы они - как и любые права человека - не ущемлялись.

«АиФ-Петербург»: - К сожалению, всё у нас выглядит кампанейщиной. Не верится в искреннюю заботу о здоровье народа. 

- Я не очень верю в людей, которые хотят спасти мир. Попыток было много, и в основном - неудачных. Нужно начинать с себя. Вот у нас родился внук, и мы выделили в квартире только один уголок для курения. Понимаю, что привычка вредная, но государственные методы «борьбы» продуманы не совсем правильно. И в Америке доходит до идиотизма. То они - ноги на стол, пьют, дымят, то вдруг - аскетичны до предела.

Вот у нас запретили игорный бизнес. А ведь деньги с налогов могли пойти на детей, на стариков. Теперь развелись подпольные игорные дома. Я против категорических мер.

Завязли или рванули?

«АиФ-Петербург»: - Создаётся впечатление, что вы - в центре общественной жизни. Может, потому, что СМИ бесконечно просят вас прокомментировать те или иные события?

- От общественной жизни я далёк. Давать комментарии, отвечая на одни и те же вопросы: о башне «Газпрома», «Зените», выступлении Путина, курении, легализации проституции, о том, как встречаю Новый год, - для меня мучение.

«АиФ-Петербург»: - И я вас помучаю: почему в «Зените» и вокруг него всё больше скандалов? 

- Я воспринимаю команду как театральный коллектив, где нельзя обойтись без склок. Внутрь стараюсь не залезать, это сугубо профессиональные проблемы. Правда, не очень понимаю, как могут существовать вместе миллионеры? Я болельщик, а не фанат, мне нравится гордиться командой. А то удовольствие, которое мы получаем, зависит и от игроков, и от нас. Категорически отрицательно отношусь к экстремизму: прийти на футбол только для того, чтобы высказать своё мнение по отношению к кому-то или чему-то?!

Но нужно меня довести до предела, чтобы я сказал: «Всё! На стадион больше ни ногой!» У меня такая носорожья кожа, что обидеть или оскорбить - сложно. И нужно очень постараться, чтобы я ответил хамством.

«АиФ-Петербург»: - Однако вокруг хамства всё больше. Общество дичает?

- Определённая деградация, а точнее - естественные изменения происходят. Культура - это, вероятно, то духовное состояние человека, благодаря которому он совершает нравственные поступки, как требует православное христианство. На этом всегда держалась Россия. Это и есть культура, а всё остальное - следствие.

Но для меня всё равно культура осталась: театр Ленсовета, Владимиров, Фрейндлих, «Современник», Товстоногов, Ростропович… Они воплощали цель, к которой стремился. Как и кумиры молодости «Битлз» - в них столько добра!

«АиФ-Петербург»: - То есть современное искусство вы не принимаете? Может, сказывается возраст?

- Мне не должны нравиться все, кто после меня. И я не обязательно должен нравиться им. Иначе не будет движения. Подвергаешь сомнению и себя и других, начинаешь думать: а что такое Леди Гага, Мэрилин Мэнсон? Культура ли это? Сегодня на всём земном шаре общество направлено на то, чтобы любым способом заработать, заявить о себе. Комплекс Герострата присутствует везде: начиная от танцев на алтарях до спорта и даже науки. Отсюда и коррупция. Нельзя служить и Богу, и маммоне, нужно выбирать.

«АиФ-Петербург»: - Этот выбор стоит ведь и перед вами?

- Пытаюсь себя сдерживать. Материальное компенсирует духовное. Тех властителей дум, на которых мы ориентировались, практически не осталось. Общаешься больше с теми, кого нет. Думаешь, как бы они поступили…

Если бы родители воскресли, они бы не узнали ни город, ни страну, ни меня, ни детей, ни внуков. Совсем другие люди, другие отношения. Любопытно узнать, что бы они сказали? Что мы по уши завязли в грязи? Или - рванули так, что они счастливы, и что жили не зря?

Научиться жить

«АиФ-Петербург»: - С возрастом меняется отношение к семейным ценностям?

- Полноценная семья, с бабушками-дедушками, - самое лучшее. В таких семьях ведутся споры на нравственные темы, а дети ведь быстро всё понимают. Но это не значит, что обязательно вырастет идеальный ребёнок, общество тоже должно помогать. Личный пример родителей - великое дело. Папы часто нет дома? Но он работает, а не в кабаке. Но - важно выбрать направление работы. Для собственного обеспечения - одно, для самоудовлетворения - другое, для Отечества - третье. Чтобы совместить, нужно быть воспитанным в определённой традиции. Таких людей никогда не бывает много.

Вообще, у меня ощущение, что я так и не научился жить. Всё ждал, когда повзрослею, стану самостоятельным и вот тогда с умом, с чувством, с толком и расстановкой - поживу. Ничего подобного, всё это оказалось фетишем и глупостью. Значит, самое главное - это умение быть влюблённым не только в близких, но и в свою работу, если она направлена на благо и созидание.

«АиФ-Петербург»: - Строите ли вы планы на новый год?

- Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах. Будет так, как Творцу будет угодно от своей любви сделать то, что наиболее выгодно для конкретного человека и человечества целиком. Нам этого не понять, поэтому и тратим огромное количество нервов, совершаем бессмысленные поступки.

Смотрите также: