«Боже, царя храни!» Как британский гимн превратился в символ царской России

18 декабря 1833 года был утвержден и впервые публично исполнен официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни!», ставший вторым в истории русского государства. Вплоть до 1917 года строки, написанные Жуковским, оставались символом российской державы. SPB.AIF.RU вспоминает об истории и предыстории создания гимна, который прекратил свое существование вместе с царской Россией.

   
   

Молитва русских

«Молитва русских» - именно так назывался первый государственный гимн России, о котором мало кто знает и вспоминает. Еще раньше главной песней Российской империи считалась написанная на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!», звучавшая на мотив полонеза. В 1791 году строки

«Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!» 

впервые раздались в Таврическом дворце на празднике в честь взятия Суворовым крепости Измаил. Однако эта композиция не была официально утверждена в качестве гимна и по понятным причинам со временем потеряла свою общегосударственную актуальность. Настоящего музыкального символа у России не было вплоть до 1816 года.

В 1815 году в новом столичном журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение 32-летнего Василия Жуковского «Молитва Русскаго народа». Произведение вполне отвечало нравам издания, которое в то время возглавлял секретарь Цензурного комитета. Правда, опубликованы были лишь первые несколько строф. Целиком патриотичное стихотворение выглядело так:

Боже! Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю
Все ниспошли!
Перводержавную
Русь православную
Боже, храни!
Царство ей стройное
В силе спокойное! —
Все ж недостойное
Прочь отжени!
Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже, храни!
Василий Жуковский стал автором первого российского гимна. Фото: Commons.wikimedia.org
Воинам мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям —
Долгие дни!
Мирных воителей,
Правды блюстителей,
Боже, храни!
Жизнь их примерную,
Нелицемерную,
Доблестям верную
Ты помяни!
О, Провидение!
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!
Будь нам заступником,
Верным сопутником
Нас провожай!
Светлопрелестная,
Жизнь наднебесная,
Сердцу известная,
Сердцу сияй!

Одной из главных функций гимна в то время было обозначение появления главы государства на официальных церемониях. Период после войны 1812 года требовал подъема патриотического духа, многие поэты славили подвиги российского императора и русской армии.

В 1816 году на параде в Варшаве, которая вместе с другими польскими землями перешла во владение России, по приказу командующего войсками великого князя Константина Павловича (брата Александра I) для встречи императора был исполнен гимн на мотив английского «God save the King» с русскими словами.

Императора настолько это впечатлило, что он велел впредь петь то же самое во всех торжественных случаях и подкрепил это официальным указом, утвердив первый российский гимн.

   
   

Британское наследие

Да, мотив был не слишком оригинален, но с Британией у России были добрые отношения, а английский гимн считался общеевропейским символом борьбы. Александр I, мечтавший об объединении Европы в союз дружественных стран и прекращении войн, увидел особый смысл в заимствовании мелодии у британцев. Окончательная редакция текста и музыки гимна сложилась силами Василия Жуковского к концу 1818 года.

17 лет «Молитва русских» на британский лад славила Россию. В 1826 году был коронован новый император Николай I, которому гимн пришелся не по нраву. Англоманство предшественника ему претило, и во всем он стремился подчеркнуть свою приверженность русским традициям. Спустя семь лет правления Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу Александру Бенкендорфу, что предпочел бы слышать на церемониях вместо «God save the King» что-нибудь иное.

Автограф нот, написанный Александром Львовым. Фото: Музей русских гимнов

О подробностях создания нового гимна история умалчивает. Известно лишь, что музыку было поручено написать композитору и бывшему адъютанту Бенкендорфа Александру Львову, который в 1833 году сопровождал императора в поездках в Австрию и Пруссию. За музыку брались также Михаил Глинка, Михаил Виельгорский и другие композиторы, но никто не довел работу до конца, а Львову это сделать удалось. Слова гимна императора устраивали, поэтому автором текста остался Василий Жуковский. Для простоты текст был сокращен всего до шести строк и переименован в «Боже, царя храни!», хотя основой для него осталось все то же стихотворение 1815 года.

Автограф финального текста гимна Василия Жуковского. Фото: Музей русских гимнов

Любопытно, что музицирование даже не было основным занятием Львова – по образованию он был инженером и спроектировал 16 различных мостов и 3 судопропускных шлюза, а в 1830-х годах заведовал организацией царских поездок и работой охраны императора.

Народное одобрение

Во время «камерного» исполнения гимна хором Певческой капеллы в сопровождении оркестров лейб-гвардии Преображенского и Измайовского полков дирижировал сам Львов, а в числе слушателей были только императорская семья и Василий Жуковский.

Для широкой публики гимн впервые прозвучал 18 декабря 1833 года в финале большого музыкального спектакля. Зрителей никто не предупреждал, что прозвучит вариант нового гимна, заказанный императором. Николай I хотел узнать, какова будет непосредственная реакция народа на это произведение. Одна из московских газет на следующий день писала: «Сначала слова были пропеты одним актером Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре когда ее пропели. Разумеется, она была повторена. В четверг, то есть послезавтра, сей спектакль дается опять, потому что большая часть московской публики не могла в первый раз получить билетов».

Понаблюдав за реакцией слушателей, Николай I подписал 31 декабря приказ № 188, которым «Молитва русского народа» под новым названием официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Сотни раз эта мелодия обыгрывалась в художественных произведениях. Например, в 1903 году Умберто Джоржано включил ее в свою оперу «Сибирь», а Петр Чайковский использовал в сочинении № 31 «Славянский марш» и в конце «Торжественной Увертюры 1812 года».

83 года «Боже, царя храни!» оставался гимном Российского государства, пока революция не превратила его в «пережиток империализма». На сорок лет он был предан забвению, пока снова не прозвучал в 1958 году в фильме «Тихий Дон».