В 2021 году исполнилось 280 лет со дня открытия русскими Аляски, а 12 августа – еще и 340 лет со дня рождения знаменитого морехода Витуса Беринга.
Родом из Дании
Впрочем, в точности второй даты есть некоторые сомнения – одни источники указывают на то, что Витус Ионассен Беринг (ставший на русской службе Иван Ивановичем Берингом) родился 12 августа 1681 года. Однако в церковных книгах указано, что уже 5 августа мальчика крестили в лютеранской церкви датского города Хорсенс. Он был третьим ребенком в семье разорившейся аристократки и мелкого таможенного служащего. Возможно, что страсть к географическим открытиям у него была отчасти наследственная – Витус был внучатым племянником и при этом почти полным тезкой датского королевского историографа Витуса Педерсена Беринга. Впрочем, никакой блестящей карьеры это ему не сулило, дорогу в жизни пришлось пробивать самому. Сначала Витус Беринг закончил кадетский корпус в Амстердаме, а в 1703 году решает завербоваться на русскую службу, получив чин подпоручика на российском Балтийском флоте. С тех пор и до самых своих последних дней Беринг тесно связан с Россией. Он участвует в Северной войне, делает карьеру: в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведен на Азовский флот и, будучи капитаном, командует судном «Мункер» во время войны с Турцией. В 1712 году он снова переведен на Балтийский флот. В 1713 году в Выборге женится на Анне Кристине Пюльзе, дочери одного из местных коммерсантов. В браке родятся восемь детей, четверо переживут детскую пору. Кстати, часть потомков Беринга так и остались жить в России, основав целые династии. Многие из Берингов также нашли себя на военной службе – к примеру, известно, что Бийским кадетским училищем в наши дни руководит майор Марат Беринг, прямой потомок известного мореплавателя.
К 1724 году Витус Беринг – уже капитан I ранга, тогда-то он и получает задание, которое обессмертило его имя. Одним из начинаний Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий – в первую очередь инструментальные съемки и составление «генеральных карт». По легенде, однажды Готфрид Вильгельм Лейбниц спросил Петра I:
«А где предел вашей империи? Где заканчивается Евразия и начинается Америка? Существует ли сухопутная граница между материками?» Петру это также было любопытно.
И в 1724 году, незадолго до своей смерти, император дал капитану Берингу инструкцию. Исследователю поручалось на кораблях проплыть возле земель, что идут «на норд по чаянию, понеже оной конца не знаю, кажется, что та земля часть Америки. И для того искать, где она сошлася с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный кюст называют. И взять на письме, и самим побывать».
Две экспедиции
В январе 1725 года корабль, находящийся под командованием датчанина на русской службе Беринга, выдвинулся из Петербурга на поиски Северного морского пути из Европы в Азию. Это была первая в России морская научная экспедиция в полном смысле этого слова. Перезимовав сначала в Охотске (январь-февраль 1727 г.), потом в Большерецком остроге (зима 1727-1728 гг.), экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатки на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Святой Гавриил». В июле-августе 1728 года судно поднялось на север, а затем – на северо-восток вдоль материка.
Экспедиция, как потом оказалось, так и не вышла через пролив (позже названный Беринговым) и не достигла Аляски, но мореплаватель посчитал задание выполненным – он доказал, что Азия и Северная Америка по суше не соединяются. Однако на этом он не успокоился и представил в Адмиралтейство проект Второй Камчатской экспедиции – Беринг хотел исследовать Америку и север Японии. Сенат не просто утвердил это предложение, но значительно его расширил – столь масштабного научного исследования, организованного правительством, в России еще не проводилось. В работе основных и вспомогательных отрядов были задействованы несколько тысяч человек, непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек. В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции было построено несколько специальных судов, а для нужд экспедиции под Якутском был специально построен Тамгинский железоделательный завод.
Берингу поручили найти Америку, и он это сделал. В сентябре 1740 года начинается последнее, драматическое путешествие мореплавателя. Корабли «Святой Петр» и «Святой Павел» идут к берегам Камчатки. В Авачинской бухте экипажи Балтфлота закладывают острог, позже выросший в город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» направились к берегам Северной Америки. Увы, но в самом начале плавания корабли потеряли друг друга в сильном тумане и действовали раздельно.
17 июля «Святой Петр» под командованием Беринга достиг побережья Аляски. К тому моменту 60-летний командор Витус Беринг сильно ослаб. Его здоровье подточили болезни и лишения похода. Увидев возвышенности, которые позже были названы горами Святого Ильи, Беринг незамедлительно собрал команду и объявил открытую землю российской. Капитан приказал поднять русский флаг и отслужить на борту «Святого Петра» торжественный молебен. Давняя мечта русских землепроходцев, легендарная земля, о которой ходили только невнятные слухи и легенды, была достигнута.
После краткой стоянки Беринг направился вдоль берега на запад. На одном из островов русские мореплаватели впервые повстречались с аборигенами-алеутами. Моряки преподнесли новым знакомцам чарку «огненной воды», те потом долго плевались, сочтя напиток шаманским зельем, но в целом контакт наладился.
Однако дальше исследовать новую землю Беринг уже не мог. Команда страдала от цинги, из 75 человек в живых оставалось меньше 50, и было решено поворачивать назад, чтобы переночевать на более-менее освоенной Камчатке. Но добраться до России ему уже было не суждено – к осени «Святой Петр» почти потерял управление. Берингу удалось подойти к одному из островов, которые в будущем в его честь назовут Командорскими. На этом острове моряки стали готовиться к зимовке. Увы, но капитан-командор Витус Беринг ее не пережил и скончался 6 декабря 1741 года. Выжившие моряки на следующее лето вернулись на Камчатку. А вот команда «Святого Павла» все-таки сумела достичь непосредственно американского континента.
Прославленный капитан
Результатом экспедиции стало четкое понимание того, где расположена Аляска, которой на ближайшие десятилетия предстояло стать Русской Америкой. Кроме того, Россия получила ценнейший ресурс. В отчетах второй экспедиции, которые вели капитаны во время плавания, было много слов о каланах, «морских бобрах».
У них был прекрасный мех, который очень ценился. Рассказы о «бобрах» на буквально только что обнаруженных землях и сотни каланьих шкур, которые привезли с собой моряки, привлекли внимание умельцев из Охотска, Иркутска, даже из европейской России. Уже первый поход промышленников – его возглавил сержант охотской казачьей команды Емельян Басов – доставил 1200 «бобровых» шкур. А всего таких походов во второй половине XVIII века состоялось около ста.
Но главным было, конечно, то, что одним «белым пятном» на карте мира стало меньше, и это произошло благодаря усилиям российского мореплавателя, капитана Балтийского флота Витуса Беринга.
Кстати
В честь Витуса Беринга названы Берингово море – на севере Тихого океана, Берингов пролив – между Россией и США, остров Беринга – крупнейший остров в составе Командорских островов, на нем находится могила Беринга, и ледник Беринга в горах Чугач на Аляске. Это самый крупный горный ледник в мире.