Смертельная глупость. Кто столкнул два самолета в небе над Ленинградом?

Ил-12 стал одним из двух воздушных судов, столкнувшихся над Северной столицей. © / Commons.wikimedia.org

Страшная авиакатастрофа, унесшая жизни десятков людей, произошла недалеко от Северной столицы 5 октября 1952 года. Руководитель полетов, не прислушившийся ни к диспетчеру, ни к пилотам, направил друг на друга два воздушных судна. Погиб 31 человек.

   
   

Падения середины XX века

Ситуация с безопасностью полетов в СССР в 50-х годах прошлого столетия выглядела плачевно. В 1952-м, когда в небе над Ленинградом произошло столкновение самолетов, в стране официально зафиксировали 1203 летных происшествия, среди которых 25 катастроф.

В то время квалифицированные пилоты идти в гражданскую авиацию на гроши отказывались – не спасло даже постановление Министерства вооруженных сил страны о доплате налетанных километров. Технические же службы на земле зачастую просто не справлялись с ремонтом автопарка. Внимание к проблеме безопасности полетов в гражданской авиации со стороны руководства СССР коренным образом ситуацию не поменяло.

После трагедии в небе над Ленинградом в Кремле решили усилить наказания для виновных в катастрофах - их начали приговаривать к реальным срокам. До этого дело обычно заканчивалось лишь увольнением. Столкновение в октябре 1952 года в небе над Ленинградом двух тяжелых самолетов стало одним из первых ЧП, на которое власть отреагировала решительно и жестко.

«Не беспокойтесь»

Рейс 376 из Сочи в Северную столицу обслуживался самолетом Ил-12. Именно это воздушное судно с бортовым номером СССР-Л1328 вылетело в Ленинград 5 октября 1952 года. Пилотировал его экипаж, состоящий из командира Виктора Павлова, второго пилота Сергея Курицына, бортмеханика Константина Поливанова и бортрадиста Александра Соколова.

Днем была последняя промежуточная остановка в Минске, после чего самолет занял высоту 1800 метров – на борту было 19 пассажиров и пять членов экипажа. Над Ленинградом небо традиционно затянуло тучами. Видимость была лишь 2 километра.

Самолет вошел в зону ленинградского аэропорта Шоссейная (нынешний Пулково). В это время из воздушной гавани Северной столицы вылетел ТС-62 с бортовым номером СССР-Л1055. Этот самолет выполнял рейс в Одессу – промежуточная остановка также должна была быть в Минске. На его борту было три пассажира и четыре члена экипажа - командир Муртаз Халиков, второй пилот Александр Наумов, бортмеханик Борис Балашов и бортрадист Юрий Алексеев.

   
   

Оба воздушных судна оказались в коридоре №2. Руководителем полетов был начальник аэропорта Шоссейная Гриценко, который наблюдал по обзорному радиолокатору, что самолеты направляются друг к другу на одной прямой. Но по какой-то причине он дал команду экипажа Ил-12 спуститься до 1200 метров, а экипажу ТС-62 подняться до 2700 метров. Тогда диспетчер предупредил Гриценко, что пересечение эшелонов допускать нельзя. «Не беспокойтесь, я за ними слежу, и я отвечаю», - сказал тогда фатальные для жизни десятков людей слова руководитель полетов.

Не спасло и возражение командира Ил-12, который знал, что высоту со встречным самолетом пересекать нельзя. И тогда Гриценко заявил, что держит ситуацию под контролем. После этого пилоты начали выполнять полученные команды. В 16:02 по московскому времени приблизительно в 25 километрах от аэропорта самолеты столкнулись правыми крыльями, после чего рухнули вниз и взорвались вблизи деревни Скворицы Гатчинского района Ленобласти. Все пассажиры и члены экипажей воздушных судов погибли.

После смерти десятков людей Гриценко от должности был отстранен. Впоследствии бывшего начальника аэропорта Шоссейная за преступное отношение к руководству полетами приговорили к 25 годам тюрьмы. Было установлено, что Гриценко не предпринял никаких мер, чтобы развести самолеты.

Другие ленинградские крушения самолетов

- 31 декабря 1970 года Ил-18 рухнул на землю через несколько секунд после взлета из «Пулково». Погибли 6 человек, 26 получили ранения.

- 27 апреля 1974 года произошла крупнейшая за всю историю ленинградской авиации катастрофа. Рядом с Пулково разбился пассажирский самолет Ил-18, который летел в Краснодар. Погибли 109 человек.

- 7 февраля 1981 года на военном аэродроме Пушкина разбился самолет Ту-104, следующий во Владивосток. Погибли 50 человек, среди которых было все высшее командование Тихоокеанского флота СССР. После катастрофы из эксплуатации были выведены все самолеты данного типа.

- 23 мая 1991 года при посадке в Пулково потерпел катастрофу Ту-154. Погибли 15 человек, 38 выжили.

- 26 сентября 1991 года в Финском заливе потерпел катастрофу Ан-24. Погибли 10 человек.