Фронтовик, блокадник - через всю свою долгую жизнь он пронёс память о войне. Практически все его работы посвящены тому страшному времени. недавно Григорий Ястребенецкий выпустил книгу: «Такая долгая жизнь. Записки скульптора».
Последняя буква алфавита
Он родился в Баку в 1923 году, но с детства жил в Ленинграде. Когда грянула самая кровопролитная война в истории человечества, Григорию было 18 лет и он только что окончил две школы: общеобразовательную и среднюю художественную при Академии художеств.
- Уже в июне 1941-го мы с товарищем пошли в военкомат, чтобы пойти на фронт добровольцами, но по возрасту нас не взяли, - вспоминает Григорий Данилович. - Хотя уже через пару дней меня вдруг вызвали на медкомиссию, так я стал солдатом. Помню, как в коридорах общеобразовательной школы на Фонтанке толпились тощие, с грязными пятками мальчишки в синих сатиновых трусах до колен. Врачи бегло осматривали будущих солдат, заглядывали в рот, ставили на четвереньки - проверяя, нет ли геморроя. И автоматически расписывались под словом «Годен».
Группу из ста ленинградских новобранцев отправили в школу политсостава под Ельней, но будущий скульптор в неё не вошёл. Его фамилия начинается на последнюю букву алфавита, и он оказался сто первым. Сегодня Григорий Данилович признаёт - это спасло ему жизнь, ведь уже через несколько недель после прибытия все мальчишки, в том числе двое близких друзей Ястребенецкого, погибли.
- В Ленинграде, в составе запасного миномётного полка, я провёл самые страшные блокадные месяцы, - говорит ветеран. - Не люблю вспоминать это тяжкое время. Мы страшно голодали, из-за худобы я даже не мог сидеть на твёрдом стуле: кости буквально прорезали кожу. Не передать словами, что мы испытали - это надо пережить.
Важный пакет
В конце декабря 1941-го Григорий попал в эвакогоспиталь с дистрофией второй степени. От голода каждую ночь там умирали по 2-3 человека.
- По счастливой случайности, к пайку вскоре прибавили одну галету, может, она и оказалась спасительной.
После госпиталя Ястребенецкий был отправлен в 8-й дивизион аэростатов артиллерийского наблюдения, провёл всю блокаду на Ленинградском фронте, позже дошёл до Восточной Пруссии. Под Нарвой был тяжело ранен.
- Война научила меня многому, - говорит Григорий Данилович. - Cвернувшись калачиком спиной к огню, спать зимой у костра, пить неразбавленный спирт, не пригибаться во время артобстрела, сутками не спать и неделями не есть горячей пищи, беспрекословно выполнять дурацкие, а иногда невыполнимые приказы командиров, умываться до пояса одной кружкой воды, не замерзать до смерти в карауле при тридцатиградусном морозе, молниеносно одеваться. Но самое главное - война научила меня ненавидеть войну!
Но, конечно, случались и забавные истории. Однажды во время боёв под Нарвой молодой солдат ехал с командиром в машине. Майор вручил ему пакет и приказал сберечь. Вдруг на небе показались немецкие штурмовики, поливавшие дорогу пулемётными очередями.
- Как я оказался в кювете, не помню, - рассказывает Ястребенецкий. - По другую сторону дороги залёг мой командир. А посреди дороги, к моему ужасу, белел «очень важный» пакет! Я вылез из оврага и по-пластунски пополз за ним. В это время самолёты вернулись и давай поливать дорогу свинцом. А я лежал на самом виду, судорожно прижимая бесценный свёрток. Когда атака закончилась, руки у меня тряслись, зубы стучали, но пакет был цел. «Какого чёрта ты вылез на дорогу?! Ведь тебя могли убить! Плевать бы мне на эти четыре пачки «Беломорканала!»… Это, пожалуй, был один из моих немногих героических поступков во время войны, - шутит он.
После окончания войны Ястребенецкий вернулся к учёбе - поступил на первый курс факультета скульптуры Института имени Репина. Война оставила неизгладимый след в судьбе художника. Более пятидесяти его скульптурных работ отражают события 1941-45 годов. Наиболее известны мемориальные комплексы на месте концентрационного лагеря в Нойгаме (район Гамбурга), на немецком кладбище в деревне Сологубовка под Санкт-Петербургом, а также посвящённый героической защите крепости «Орешек» в годы Великой Отечественной войны. Созданные им памятники установлены не только на линии обороны Ленинграда, но и в европейских странах, особенно их много в Германии и Польше. При этом 95-летний заслуженный скульптор продолжает активно работать. И тема страшной блокады Ленинграда и кровопролитной войны не оставляет его.
- В семнадцать лет все учатся танцевать, а я бился на фронте. Первому я так и не научился, а война осталась со мной на всю жизнь.
«Вечно живые»
- Блокада Ленинграда - это история нашего города, история всего народа в целом, которая складывается из истории каждой семьи, каждого конкретного человека, и всё это необходимо сохранить для потомков. Тема блокады Ленинграда важна для всего нашего общества, всего народа, всей страны, потому она и служит лучшим примером для воспитания в молодом поколении патриотизма, в ней мы видим непобедимую силу духовно-нравственного наследия многих поколений.
Духовные истоки победы Ленинграда закладывались ещё семь с половиной столетий назад, когда святой князь Александр Невский отразил натиск с Запада. Веками народ крепил свою страну, учился отстаивать свою духовную свободу и государственную независимость.
Цель общественного движения «Вечно живые» - напомнить нам, кто мы такие и почему. Ведь культурный код нашего народа на протяжении веков создавали великие люди: кто-то ратными делами, кто-то духовными подвигами, достижениями в культуре, науке, труде.
Справка
Фёдор Туркин выступил одним из инициаторов создания движения «Бессмертный Ленинград». Он уверен, что подвиг блокадного города - это некая историческая точка, на которой сконцентрировался, нашёл реальное, зримое, героическое воплощение дух нашего народа. Со временем стало понятно, что проект перешагнул за рамки только одной темы. Участники движения пришли к осознанию, что необходимо сохранять историческую память о героях России и их подвигах на полях сражений. Общественное движение получило новое название - «Вечно живые».
Смотрите также:
- «АВИП»: «Гордимся теми, кто защитил Ленинград в годы войны» →
- Тайна блокадного дневника →
- Савичевы умерли не все →