Похоронить на острове. История и легенды Смоленского кладбища

В часовню Ксении Блаженной приезжают паломники со всей страны. © / Commons.wikimedia.org

280 лет назад, 3 ноября 1738 года, было организовано одно из самых старых петербургских кладбищ – Смоленское. За это время оно было не только местом захоронений, но и народных гуляний, а его территорию отдавали под строительство яслей и даже парка.  

   
   

Оспенное кладбище

Захоронения на Васильевском острове в Петербурге начались задолго до появления городских кладбищ. Происходили они зачастую стихийно, например, рядом с расположением казарм Ингерманландского полка на берегу Чёрной речки (сейчас Смоленки). А так как Васильевский остров порой оказывался отрезанным от центральной части города ледоставом, ледоходом или просто непогодой, то его жителей хоронили рядом с местом проживания, даже после того как для этого были отведены специальные участки – у Сампсониевской церкви на Выборгской стороне. Первое же официальное упоминание территории для захоронений относится к 1738 году, когда указом Синода было выделено место под могилы у «Чёрной речки, между 18-й и 23-й линиями».

Существуют две версии, как появилось название Смоленского кладбища. Согласно первой – от слободы, в которой селились переведённые на вечное жильё во вновь строящийся Петербург жители Смоленской губернии. По второй – от церкви Смоленской иконы Божией матери. Деревянная постройка была заложена 30 сентября 1760 года, а каменная возведена в 1790-м. Изначально церковь и кладбище были очень бедными, денег едва хватало на самое необходимое. Чтобы хоть как-то поправить имущественное положение, в 1772 году кладбищенская церковь получает исключительное право отпевать детей, умерших от оспы. Именно в это время появилось и ещё одно название церкви и кладбища – оспенные. Позже это место связывали также и с эпидемией холеры 1831 года – тогда на погосте был выделен особый участок под захоронение умерших от этой тогда малоизвестной и страшной болезни.

Именитые усопшие

Смоленское кладбище - первое место захоронения поэта Тараса Шевченко. Фото: Commons.wikimedia.org

Материальное положение и церкви, и кладбища смог улучшить в 80-90-х годах XVIII века священник Григорий Петров. Он не только благоустроил кладбище, но и добился покупки земли, на которой были построены несколько домов. Доход, который они приносили, шёл в церковную и кладбищенскую казну. Постепенно начала складываться инфраструктура – появлялись заведения гробовщиков, мастерские по изготовлению памятников, венков и искусственных цветов. Зачастую владельцы заведений выставляли свой товар на улицу – для привлечения покупателей. Кроме того, у Смоленского работали две богадельни, жильцы которой оказывали ряд услуг за деньги: ухаживали за могилами, омывали покойников, подрабатывали плакальщицами.

Первоначально хоронили на кладбище людей простого звания. В 1828 году была погребена и легендарная няня Александра Пушкина – Арина Родионовна. Со временем, когда Васильевский остров стал местом расселения преподавателей и учащихся Академии художеств и университета, на Смоленском появилось много захоронений художников, скульпторов, учёных и поэтов. В 1861 году здесь был первоначально захоронен поэт Тарас Шевченко (через 2 месяца его тело перевезли в Украину), позднее – Александр Блок.

Среди знаменитых захоронений кладбища и могила Ксении Блаженной – городской юродивой, возведённой людской молвой в разряд святых. Слава о ней пошла ещё в XVIII веке, когда после смерти мужа она тронулась умом и, переодевшись в мужскую одежду, бродила по городу и якобы предсказывала различные события.

Парк на месте могил

После революции кладбище и церковь переживали нелёгкие времена, а к началу 1940-х их и вовсе закрыли. Территорию кладбища постепенно застраивали – в 1936 году один гектар был отдан соседнему предприятию под строительство яслей. В этом же году родилась идея окончательно облагородить обширную территорию – уничтожить захоронения и разбить на их месте парк. Такая судьба постигла старинное кладбище на Выборгской стороне – Сампсониевское. Захоронения выдающихся людей решено было перенести в создаваемый некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры или на Литераторские мостки Волкова кладбища. С 1931 года начался длительный процесс переноса захоронений.

   
   
На кладбище стоит церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Фото: Commons.wikimedia.org
 

Но в годы блокады ситуация изменилась: на кладбище опять стали хоронить погибших. После войны было принято решение о переносе праха Александра Блока на Литераторские мостки. 26 сентября 1944 года сотрудники Музея городской скульптуры и литературоведы В. С. Спиридонов и Д. Е. Максимов поместили в специальные деревянные ящики прах родственников Блока – Бекетовых, а затем и прах самого поэта. Вокруг этого перезахоронения бродит много слухов. В 1994 году академик Дмитрий Лихачев в своём интервью сетовал на продолжающееся уничтожение Смоленского кладбища и рассказал со слов Максимова следующее: «Перезахоранивали Блока в 1944 году. При этом событии присутствовал Дмитрий Евгеньевич Максимов. И ведь перезахоронили только череп Блока. Дмитрий Евгеньевич нёс его в платке и по дороге пальцем из глазниц выковыривал землю. Ему показалось, что так будет лучше. И тогда его остановили и сказали: «Вы выковыриваете прах Блока. Это нельзя делать».

Ежегодные гуляния

Смоленское кладбище одно из старейших в России. Фото: Commons.wikimedia.org

Одной из традиций, которая совершенно не вязалась со статусом места упокоения усопших, были ежегодные гуляния на Смоленском кладбище в день праздника Смоленской иконы Божией матери. В этот день полагалось посещать могилы своих близких, поминать их и совершать тризну на кладбище. Но вот только к середине XIX века этот обычай стал выливаться в нечто совершенно невероятное – на кладбище приходили всем многочисленным семейством вместе с друзьями и товарищами. С собой брали огромное количество снеди, самовары и большое количество спиртного. Кладбище превращалось в огромную «ярмарку» с песнями и драками. Дети играли в прятки между могилами, где мог заснуть и перегулявший посетитель кладбища. Власти пытались ограничить это безобразие – перед входом на кладбище устраивали досмотр, чтоб никто не мог пронести спиртное, но ушлые обыватели заранее прятали в могилах необходимые запасы. Эта традиция постепенно сошла на нет только в XX веке.

Кладбищенские легенды

Смоленское кладбище неоднократно страдало от наводнений, после которых по городу ходили страшные байки о плавающих гробах и размытых могилах. После подъёма уровня воды в Неве 7 ноября 1824 года рассказывали душераздирающую, но очень нравоучительную историю. Незадолго до наводнения на острове умер старик, женатый на молоденькой женщине. Она не особо горевала и, похоронив мужа на Смоленском кладбище, стала весело проводить время. Но каков же был ужас женщины, когда она увидела на пороге своего дома гроб с телом своего неугомонного супруга! Что в этой городской легенде правда, а что ложь – сказать сложно.

Ещё одна легенда – о захороненных живьём священниках на Смоленском кладбище – появилась в XX веке и является фольклорным отголоском жёстких преследований церкви в 1920-х годах. Называется число 30-40 человек, которых привезли на кладбище, велели отречься от веры или ложиться живыми в могилу. Однако доказательств этому нет.